«Цветовой вывод». Татьяна Глебова

Оценка редакции

Татьяна Глебова (1900- 1985) — живописец, театральный художник, график, иллюстратор книг Д. Хармса, Н. Заболоцкого и А. Введенского.

Ее деятельность проходила вдали от официальных путей советского изобразительного искусства, а произведения, как и произведения ее мужа, единомышленника и собеседника Владимира Васильевича Стерлигова, на официальных выставках практически не появлялись. Татьяна Николаевна была ученицей Павла Николаевича Филонова. О ее творчестве лучше всего сказать словами самой Татьяны Николаевны, написанными о Марии Юдиной, с которой она дружила с юных лет, но в полной мере относящимися и к ней самой: «Мария Вениаминовна проникла в музыку не только своей музыкальностью, но и духовным опытом, – она была верующая. Она помогла позволить себе большую свободу интерпретации, так как обладала необычайной глубиной музыкальной мысли и умела сдвигать широкие пласты звучания».

Татьяна Глебова была дочерью промышленника, общественного деятеля, публициста и философа Николая Глебова и певицы Марии Барыковой, правнучки графа Федора Толстого, вице-президента Академии художеств. С юности Глебову окружали люди творчества. Это были не только ученики П.Д. Филонова, соратники по Мастерской аналитического искусства, созданной в 1930 году. Среди ее друзей были выдающиеся музыканты Исай Александрович Браудо и Мария Юдина, философ, теолог и музыковед Яков Друскин, поэты Даниил Хармс, Александр Введенский, Константин Вагинов, Николай Олейников, входившие в созданное в 1926 году Объединение реального искусства (ОБЭРИУ); писатель Евгений Шварц, художники Владимир Дмитриев, Вера Ермолаева, а после войны — вся одаренная семья художников Трауготов, входившая в «ближний круг» Друскина. Всех этих людей объединяло стремление постичь смысл бытия: друзья-музыканты были настоящими философами, а философы — глубоко погружены в поэзию и живопись. С поэтами, входившими в ОБЭРИУ, Татьяна Николаевна и дружила, и сотрудничала – иллюстрировала их поэтические произведения для детей.

Художественный язык Глебовой постепенно менялся, постепенно освобождаясь от прямого филоновского влияния, однако она всегда оставалась верна одному из принципов своего учителя: «Каждый мастер может работать в планах: реалистическом со ставкой на точь-в-точь сделанного примитива, абстрактном, т.е. изображенной формой, и в смешанном».

Для Глебовой поиски нового в художественной форме были неотделимы от духовной работы. Ее объединение и совместная деятельность в течение сорока лет, с 1943 по 1973 год, с Владимиром Стерлиговым, создавшим в 1960-е годы группу художников-единомышленников, активным членом которой стала Глебова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», — говорила Татьяна Глебова, — «у его произведений есть тело, душа и Дух". Тело — «материал, способ и характер рисунка или наложения красок в живописи», душа — чувства, эмоции художника, а Дух произведения — «высокий замысел, выражающийся в композиционных обобщениях форм, цвета и рисунка. <…> Художники своими картинами могут спасать души свои и чужие, потому что, соединяя духовное с материальным, они соединяют два начала в жизни и очищают земное небесным». У Глебовой осталось много записей о теории и практике искусства. Особое значение для нее имел цвет. В своей автобиографии она написала: «Освобожденная от натуралистического воспроизведения цвета, я начала прислушиваться к внутреннему голосу, звучавшему в моей душе. Иногда в соответствии с натурой, а иногда самостоятельно рождающемуся… <…> Я думаю, что цвет выявляет форму не меньше чем рисунок, и в живописи их разделять нельзя. Они крепко сплетаются в сознании художника».
 

Отзывы о ««Цветовой вывод». Татьяна Глебова»

Stillmer27 31 октября 2014, 11:32

Очень люблю её картины!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие выставки / графика