«Искусство в быту. Посвящение Вере Мухиной»
В основе проекта лежит культурная активность одной из «амазонок авангарда» Веры Мухиной и ее соратницы по креативному производству Надежды Ламановой. Центральным объектом выставки является одноименный альбом 1925 года «Искусство в быту».
В первые советские десятилетия в культуре сложилась уникальная ситуация взаимопроникновения искусств, когда художники той или иной специальности выражали свои идеи в совершенно новой для них творческой области. Художники-производственники, в число которых вошли крупнейшие мастера авангарда, включая Татлина, Лисицкого, Попову и др., создавали новый образ страны победившего пролетариата, преображая быт простого советского гражданина. Поэты воспевали новую эпоху и грядущее будущее в искусстве плаката (Маяковский), архитекторы – в дизайне интерьеров и мебели (Мельников), художники-станковисты – в области массового производства бытовых предметов (Суетин, Чашник, Малевич), а скульпторы примеряли на себя роль модельеров.
Судьба Мухиной как художника-конструктора одежды неразрывно связана с именем знаменитого модельера еще дореволюционного времени Надеждой Ламановой, которая возглавила группу разработчиков первых советских мод. Перед Ламановой и Мухиной стояла нелегкая задача противопоставить «новое, здоровое и простое оформление жизни» буржуазным веяниям Парижа с его модой на «птичий силуэт» (удлиненный сзади, зубчатый подол и узкую остроконечную обувь) и платьями, сшитыми из шелка, парчи, атласа и меха. Для Советского Союза использование таких материалов было недопустимой роскошью – в руках Ламановой и Мухиной были лишь дешевые, грубые материалы: суровое полотно, бязь, бумазея, солдатское сукно. Они создавали из них удобные и практичные модели, украшая их нарядными оторочками и вышивками.
В творческом разнообразии имен и богатом художественном контексте кипела работа по созданию нового облика советского гражданина. Результатом этого напряженного труда стал изданный в 1925 году Ламановой и Мухиной альбом «Искусство в быту». Помещенные в нем практичные и красивые модели костюмов адресовались не профессиональным, но домашним портнихам. Альбом стал одной из первых в истории «сделай сам» книг-инструкций по моде. В этом же году художниц пригласили принять участие во Всемирной выставке в Париже, где их платьям из простых материалов – льна, холста, сурового полотна – предстояло конкурировать с парчовыми и шелковыми. Это не помешало советским моделям стать «гвоздем» выставки и завоевать «Гран-при» – «за сохранение самобытности и национального колорита».
Идея демократизации моды, предложенная Мухиной и Ламановой в 1920-х годах в контексте глобальных общественных преобразований, происходивших в стране, безусловно, соответствовала одному из векторов развития советского общественного сознания. Однако уже в 1930-х революционно-демократический «запал» был сведен на нет.
По интенсивности событий наше время напоминает начало XX века. Cовременная борьба художников и интеллектуалов против засилья массового потребительского сознания актуально «преломляется» в ретроспективном взгляде на историю формирования советского костюма.
Когда каждый(!) человек получает возможность творчески подходить к созданию одежды, среда современной моды, исконно иерархическая и напрямую связанная с властью, демократизируется; происходит де-табуирование этой изначально закрытой, сверх-профессионализированной области знания; появляется навык конструирования собственного образа согласно внутреннему опыту и умению выполнять общедоступную прикладную работу. «Искусство в быту» Веры Мухиной и Надежды Ламановой – это не просто самоучитель, но ценный пример того, каким образом прямая демократия может использоваться в различных областях знаний и прикладных искусств и как знание может и должно стать общим благом.
Второй частью проекта «Искусство в быту» станет выпуск современного «сделай сам» альбома, созданного молодыми международными модными дизайнерами нашего времени, а также демонстрация вещей, сшитых по выкройкам из этой книги. В каком-то смысле, выставка в Парке искусств МУЗЕОН и «показ мод» актуальных дизайнеров – это попытка определить социо-культурное положение моды, ее место и роль в современной Европе и постсоветской России. Проект ставит перед собой практическую задачу, следуя примеру Мухиной и Ламановой, обобществить и демократизировать эту сферу прикладного искусства, подвигнув посетителей к созданию собственной одежды.
Константин Плотников