Август Зандер: Портрет. Пейзаж. Архитектура
Август Зандер — выдающийся фотограф ХХ столетия, повлиявший на несколько поколений фотографов и художников и продолжающий служить для многих безусловным творческим ориентиром.
Экспозиция в Мультимедиа Арт Музее представляет около 150 фотографий, среди которых знаменитые портреты из проекта «Люди двадцатого столетия», а также ландшафтные и архитектурные фотографии, сделанные в различных областях Германии, в том числе в Рейнской области. Выставка была задумана внуком фотографа Гердом Зандером и организована совместно с галереей Приски Пасквер (Кёльн), а также Театром фотографии и изображения Шарля Негра (Ницца).
«По своей природе фотография — это документальное искусство», — заявил Зандер в 1931 году во время одной из радио-лекций, выразив таким образом свое творческое кредо, которому он оставался верен до конца жизни. Славой и статусом мэтра Зандер обязан масштабной портретной серии, над которой он начал работать еще в самом начале своей карьеры. Портреты немецкого фотографа представляют собой фронтальные, как правило довольно строгие снимки с тщательно продуманной композицией, напрочь лишенные какой-либо зрелищности и эффектности. Зандер умел схватывать индивидуальность и характерные черты своих героев, при этом всегда открыто указывая на их принадлежность той или иной социальной группе. Таким образом, его фотографии — это не просто коллекция портретов, а полноценный социальный срез Германии межвоенной эпохи и интереснейший исторический документ.
В начале двадцатых годов Август Зандер много общается с представителями немецкого художественного авангарда, в частности с Отто Диксом, ставшим одним из его близких друзей. Деньги, которые приносят коммерческие заказы, позволяют Зандеру в свободное время работать над грандиозным документальным проектом «Люди двадцатого столетия», задачей которого является составление типологии современных немцев и создание социального портрета эпохи. Персонажей для фотографий он отбирает среди знакомых и клиентов. Зандер не мыслит человека в отрыве от окружающей его среды, поэтому параллельно с портретной фотографией он активно занимается изучением фауны и работает над топографическим описанием немецких территорий.
В 1933 году фотограф начинает выпускать тематические альбомы, посвященные различным областям Германии, в том числе долине Рейна. Несмотря на то, что как топограф Август Зандер не достигнет широкой известности, его с полным правом можно считать предтечей современной ландшафтной и архитектурной фотографии.
В ноябре 1927 года, отвечая на вопрос о том, что подтолкнуло его к созданию «Людей двадцатого столетия», Август Зандер написал: «Видеть, наблюдать и думать».
На основе пресс-релиза