Отзывы о "Михаил Нестеров. В поисках своей России"
Несмотря на субботний дождливый день на выставке «Михаил Нестеров. В поисках своей России», посетителей было много. Понимаю, что возможность увидеть творчество художника на протяжении его жизни, собранное из разных музеев и частных собраний – упускать нельзя.
Михаил Нестеров. При упоминании имени этого художника, первое, что вспоминалось - его автопортрет, на котором он изобразил себя, с лысиной, подбоченившегося, в белом халате, а также картина «Видение отрока» - пейзаж с мальчиком и монахом на первом плане.
В самом начале выставки был тот самый «Автопортрет». Потом увидел совсем молодого и непохожего Нестерова на раннем автопортрете 1882 года.
Я стоял у «Видение отроку Варфоломею», картиной, которая влечет, и которая является главной в творчестве художника.
А все следующие на тему Сергия Радонежского не производят такого глубокого впечатления как эта.
«Почему она самая ценная?» - услышал за своей спиной, чей то вопрос, и тоже стал думать – а почему. Если бы можно было четко сказать, чем привлекает нас произведение, от которого оживает душа! Но, тогда бы это не было искусством. В «Видении отроку» есть внутренняя задушевность и умиротворенность. И тот «нестеровский» пейзаж, родной и узнаваемый сразу же: нежно весенние просторы, тонкие стволы берез, милые травы, холмы и тропинки где то внизу.
А если отойти от картины подальше, и взглянуть с большего расстояния, то покажется, что ты летишь и можно утонуть в этом пейзаже, и в какой - то необыкновенной чистоте и гармонии, содержащейся в картине
Прекрасны работы: «За Волгой», «На горах», « Девушка у пруда»...
Маленькая по размеру, но большая по внутренней наполненности состоянием тишины и покоя - «Молчание». Кажется что особенного изображено: двое в лодках, плывущих по реке, гора на берегу, виднеющаяся часовня…, а картина волнует и останавливает тебя надолго.
В 30-годы ХХ века было принято писать портреты известных людей, приобщился к этому и Нестеров. Врезается в память, сильный своей фресковой монументальностью двойной портрет «Художники П. и А. Корины». Почему то мне он показался созвучным величественной картине «На горах».
Понравились портреты: профессора Северцова и, архитектора А. Щусева, особенно. Я любовался сочно написанными восточными халатами, в которых запечатлены эти личности.
По старой привычке «уносить» с собой две-три работы, я долго выбирал, что взять. Остановился на «Портрете А. М. Нестерова (сына художника) в испанском костюме» - этот проникновенный взгляд, пальцы рук, красочность изображения и на «Портрете Щусева», 1941 г. - и живопись, и поза, и роскошный халат.
Храмовую живопись, иконы художника не стал рассматривать, они показались однотипными и «как у многих».
А, вот, пейзажные фоны картин М.Нестерова застревают в памяти и являются одной из притягательных особенностей его живописи.
Я хотел купить журнал со статьями о выставке, но потом вспомнил, что приятель приобрел большой, дорогой альбом - каталог произведений художника, и порадовался, что смогу еще не один раз посмотреть понравившиеся картины, найти, что то новое, и подумать о таком неординарном явлении в русской живописи как Михаил Васильевич Нестеров.
Александр Двизин
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.