Параджанов. Выставка цвета Граната
Выставка к 90-летию режиссера Сергея Параджанова, «нагромождение всего и вся»: фильмы, вымышленные истории, фотографии, эскизы к фильмам, афиши, плакаты, рисунки.
Сергей Параджанов — режиссер, сумевший смешать в одном коктейле явную фольклорно-традиционную направленность своих работ и совершенно самобытный, современный дух, восхитивший публику по обе стороны железного занавеса. В результате мировой кинематограф получил феномен Параджанова — который будет расказан в Государственной галерее на Солянке
Выставка — результат совместных усилий друзей, соратников и последователей великого режиссера. С их помощью музей превратится почти в антикварную лавку: нагромождение всего и вся — это привычная для Параджанова обстановка, выросшего в семье антиквара, и, вместе с тем, его почерк, узнаваемый во всем мире художественный язык с явным армянским акцентом (грузинским, молдавским, украинским: ему были не важны корни, главное — чтобы было цветно, горячо, ярко).
Радикальная избыточность: всего много, всего чересчур, чудачества и провокации, склонность к преувеличению (когда собеседники Параджанова не понимали, что он говорит серьезно, а что — выдумывает). Грани между фантазиями и реальной жизнью у Параджанова как будто вообще не существовало, за одним исключением: он искренне считал себя гением, а окружающий мир, в основном, был с ним согласен. Часть экспозиции будет посвящена вымышленным историям Параджанова, которые кураторы считают отдельным — устным — направлением творчества режиссера. Феллини у него получился братом Федором, «еще октябренком попавшим в Италию», а английская королева — счастливой обладательницей параджановского подарка: коньячной рюмки, украденной из дома друзей (коллекцию таких рюмок можно будет увидеть в музее). Все ему было позволено и все ему будет прощено: эта детская вера великого художника в окружающих и есть абсолютное доказательство внутренней свободы.
Плотно заставленное пространство галереи тут же окунает в пучины параджановского воображения — и там оказывается не только кино, которое кураторы выставки считают единственной лазейкой и инструментом для художественного высказывания в условиях советской цензуры. Фильмы займут важное место на выставке: посетители увидят киношедевры «Цвет граната» («Саят-Нова»), «Тени забытых предков», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб» и др. Но Сергей Иосифович не был только режиссером или только художником, он был вот уж действительно профессиональным Параджановым, создателем мифа и феномена имени себя, в основе которого — навязчивая идея «быть неожиданным». Это видно во всем, его внутренние страсти рвались наружу и облекались в форму сказки, фильма, коллажа или рисунка, выдавленного ногтем на алюминиевых крышках от молочных бутылок.
А еще будут фотографии Юрия Мечитова —ученика и фотохроникера великого мастера, автора всемирно известных портретов Параджанова, — и, кроме того, артефакты из собраний частных коллекционеров и дома-музея режиссера в Ереване: керамика, куклы, эскизы к фильмам, киноафиши и плакаты. Работы Параджанова, представленные на выставке, не варятся в собственном соку, а разбавлены объектами российских и иностранных художников, а также великих современников режиссера: чтобы была возможность сравнить, понять, кто уходит корнями в Сергея Иосифовича — и откуда он сам родом.
Отзывы о «Параджанов. Выставка цвета Граната»
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие выставки / видео
После иконы
Исследование образов, приходящих на замену традиционному языку христианского религиозного искусства.
Проходная выставка “Красного кружка”
15 апреля в Новом крыле «Дома Гоголя» открывается «Проходная выставка “Красного кружка”» – групповая выставка работ студентов мастерской Авдея Тер-Оганьяна. Куратор – Эдуард Зимовцев.