Индия. Драгоценности, покорившие мир
Около трехсот произведений ювелирного искусства, выполненных лучшими индийскими и европейскими мастерами и находящихся сегодня во многих музейных и частных собраниях Европы, Азии и Америки. Великолепные творения индийских мастеров XVI–XX столетий демонстрируют разнообразие и самобытность ювелирных традиций Индии.
Наиболее яркий след в истории ювелирного искусства оставил изысканный и утонченный стиль, сложившийся в империи Великих Моголов. Важное место на выставке занимают памятники XVI—XVII веков, периода расцвета империи. При этом центром экспозиции являются великолепные украшения XIX—начала ХХ века — свидетельство высочайшего мастерства индийских ювелиров и виртуозного развития ими наследия великой эпохи.
Среди блистательных экспонатов особого внимания заслуживает целый ряд уникальных произведений. Символом власти является роскошный головной убор конца XIX века из собрания Халили в Лондоне, относящийся к редкому типу тюрбанов-корон высших сановников Непала.
Украшенная изумительными эмалями золотая колба кальяна из этого же собрания — уникальное произведение, созданное в придворных мастерских раджпутских правителей Удайпура в XVIII веке. Подлинное сокровище Великих Моголов — представленная на выставке великолепная шпинель с шестью владельческими надписями правителей, известная как «Рубин Тимура» из собрания Аль-Сабаха в Кувейте. Шедевром виртуозной работы индийских ювелиров является уникальное алмазное ожерелье XVII века из коллекции Сергея Фрадкова в Женеве.
В Индии, несмотря на огромное влияние могольского стиля, всегда продолжали существовать и другие великие ювелирные традиции. Ярким образцом одной из них являются чрезвычайно эффектные драгоценности Южной Индии, которые никогда ранее не демонстрировались в России и составляют особый раздел выставки.
Форма и элементы декора южноиндийских произведений глубоко символичны. Наиболее загадочны серьги XIX века в виде абстрактных геометрических форм из собрания музея Барбье-Мюллера, которые носят в растянутой мочке уха. Истинным шедевром ювелирного мастерства является ожерелье-реликварий XIX века из того же собрания. Его массивные золотые детали выполнены в Тамилнаде из листового золота в технике высокорельефной чеканки.
История взаимного влияния Европы и Индии в области ювелирного искусства — еще одна важнейшая тема новой экспозиции. Разработанный в 1920-х годах ведущими европейскими ювелирными домами «индийский» стиль в течение ХХ столетия не раз оказывался в центре внимания лучших дизайнеров, а его популярность в обществе порождала все новые и новые интерпретации.
Роскошные украшения, представленные в экспозиции, сопровождаются эскизами, а также живописными миниатюрами и фотографиями, запечатлевшими индийских правителей различных исторических эпох.
Произведения XXI века представляют новую страницу легендарной ювелирной истории Индии. Ярким воплощением творческого развития ювелирного наследия страны и высочайшего уровня владения сложнейшими техниками и в то же время отражением длительного взаимодействия культур является выразительная группа авторских работ двух великих индийских современных ювелиров — Мунну Касливаля и Вирена Багата. Организаторы выставки глубоко сожалеют о внезапной кончине в 2012 году Мунну Касливаля и посвящают этот проект его памяти.
Выставка, объединившая великолепные произведения, которые были созданы на протяжении пяти столетий, открывает посетителям новые грани ювелирного искусства Индии и Европы и является заметным событием в культурной жизни столицы.
На основе пресс-релиза
Отзывы о «Индия. Драгоценности, покорившие мир»
Рецензии
Драгоценности Индии в Музеях Кремля
В Музеях Кремля открывается выставка «Индия: драгоценности, покорившие мир». Привозят 300 шедевров из самых значимых ювелирных собраний мира.
9 апреля 2014, Анна Федорова