Концертная площадка Булгаковский дом
По комнатам разгуливает черный как смоль кот Бегемот, а среди предметов экспозиции — страницы рукописей, фотографии и даже знаменитый примус. Здесь же — Театр «Бу...».
Дом №10 на Большой Садовой славен, конечно же, благодаря М.А. Булгакову, превратившему обычный номер дома в странную индексацию «302-БИС» и поселившему в 50-й «нехорошей квартире Воланда и его свиту.
С тех пор паломничества в этот дом не прекращаются и легенд о «нехорошести» таинственного дома становится с каждым днем всё больше. А история подбрасывает еще и факты в огонь суеверий: в доме №10 жила Фани Каплан, стрелявшая в Ленина, отсюда выходил Сергей Есенин в последнюю ночь, когда его видели живым… И это еще не всё — за домом в советскую эпоху велось тщательное наблюдение, ходили слухи о существовании публичного дома под прикрытием художественной мастерской. Жильцы отсюда исчезали чрезвычайно часто, но говорить об этом не было принято, ибо все прекрасно понимали, куда «пропадали» несчастные соседи.
После выхода романа «Мастер и Маргарита» в 1966 году начались настоящие паломничества. Кто только не ночевал в подвале, на лестницах, какие только надписи не появлялись на стенах изрисованного подъезда, в котором когда-то жил сам Михаил Булгаков. А что же сейчас? Сейчас от дома №10 и от музеев, в нем находящихся, ждут новых чудес. Музей «Булгаковский Дом» находится не в 50-й «нехорошей квартире», а в залах, в которых Булгаков получал прописку: здесь раньше находилось Жилищное Товарищество. Помните Никанора Ивановича Босого, пострадавшего от Коровьева? Он жил этажом выше и был председателем именно этой конторы.
Сейчас залы Товарищества ярко освещены, в них находятся музей, уютный буфет «302-БИС»… Однако черный кот Бегемот пробрался и сюда, он вальяжно расхаживает по залам и изредка позволяет к себе прикоснуться. С этим мистическим жильцом музея происходят странные вещи – например, он пропадает из закрытых комнат и появляется только тогда, когда сочтет нужным. Впрочем, тоже самое может случиться и с обычными посетителями музея. По слухам, при определенном преломлении света можно войти в огромные старинные зеркала от пола до потолка – о них ходят многочисленные легенды. Да и залы музея устроены так, что можно заблудить во времени и пространстве: можно войти в камин и выйти через шкаф в другом конце музея, можно в зеркале вместо своего отражения увидеть огромного черного кота!.. Чего только не случается!
Но главная достопримечательность музея и дома всё-таки связана не с мистикой, а с настоящим чудом! Это «Почта любви», которая странным образом исполняет желания. Уже на протяжении 5-ти лет огромное количество людей опускают в небольшой ящик свои мечты и желания, а потом многие из них приходят в музей и рассказывают об их исполнении. Кто исполняет их? Булгаков, Мастер, Маргарита или силы, нам неведомые – неизвестно. Однако с давних времен ходят легенды о том, что в начале 20го века в доме жила Святая Матрона и с тех пор он будто освящен… Хранители музея верят в одно – «всё будет правильно!»
Отзывы о «Булгаковский дом»
Ещё 30 отзывовСудьба великого музыканта Паганини окутана множеством легенд. Они дают романистам и драматургам, придумывая новые повороты сюжета, создавать свои версии истории. Но в варианте литературного произведения, все образы читатель домысливает сам. В варианте постановки сложнее. В кино можно снять одного артиста, а музыкальный трек исполнения произведений подложить в процессе озвучки. Для театрального варианта - это вызов. Вызов режиссеру, который должен определиться, будет ли он какими-то сценическими изысками оправдывать звучание фонограммы или найдет исполнителя виртуозно владеющего инструментом и при этом обладающего достойными актерскими данными. У Ольги Дьячковской, поставившей спектакль по пьесе Дмитрия Бочарова, это получилось. Ставка была сделана на музыкальные способности исполнителей. Святослав Мороз прекрасный музыкант, лауреат международных конкурсов, при этом отлично справляющийся с подачей драматургического материала. В роли искусительниц, пытающихся оторвать Паганини от музыки, выступала Лия Штельман, обладающая замечательными вокальными данными. Да-да, я не ошиблась, когда упомянула искусительниц во множественном числе, а исполнительницу в единственном, все женские роли исполняет одна актриса. У Паганини было много поклонниц, да и сам он был человеком влюбчивым, привязанности часто менялись, единственной неизменной привязанностью оставалась скрипка. Только ей он хранил верность всю жизнь. Искушение любовью, искушение известностью и славой. Как выбрать для себя верный жизненный путь? Сомнения присущи всем, и так получается, что основную борьбу Паганини ведёт с внутренним голосом, который в спектакле материализуется на сцене как его ЭГО. Роль ЭГО исполняет Алексей Воронов. Он одновременно и ангел-хранитель и дьявол-искуситель, противоположности, уживающиеся в одном человеке. Нестандартный набор действующих лиц. Но он не выглядит странным, ведь речь идёт о гениальном музыканте. И несмотря на достаточно заумные разговоры о подсознании, на сцене все представлено доходчиво и понятно. Без труда понимаешь, что в данный момент мы видим оставившую глубокий след в душе маэстро его давнюю возлюбленную Лауру, а вот сейчас перед нами его нынешняя подруга певица Антония Бьянка, подарившая Паганини сына. Отрывки вымышленных писем от возлюбленных и к возлюбленным, воспоминания о детстве с суровым отцом и любящей, но беспомощной матерью, разговоры с собственным ЭГО, и музыка, много музыки, благодаря которой музыкант может властвовать над публикой. А это, как говорит ЭГО, самое большое искушение: властвовать над чувствами зрителей и ощущать себя в такой момент подобным Богу.
13 декабря состоялось мое знакомство с театром «Питер», который привез на гастроли в «Булгаковский дом» свой премьерный спектакль «Айседора». Спектакль Жанны Богусевич поставлен по книге А. Дункан «Моя жизнь».
Место показа выбрано не случайно – я еще лет пять назад на экскурсии узнала, что помимо известной всем нам «нехорошей квартиры» в доме на Большой Садовой располагалась мастерская Георгия Якулова - «последнее пристанище художественной богемы Москвы», где и произошло судьбоносное знакомство «Езенина» и «Изадоры»…
Мои знания об этой удивительной женщине ограничивались лишь ее взаимоотношениями с Сергеем Есениным (много раз смотрела спектакль Романа Виктюка «Сергей и Айседора»).
А в этот вечер нежная, хрупкая и такая трогательная актриса Мария Семушина поведала нам всю ее, ох, какую нелегкую и богатую трагедиями, жизнь.
А помогал ей «исповедоваться» перед зрителем актер Сергей Листунов, на долю которого выпало изображать всех значимых мужчин в жизни знаменитой танцовщицы – начиная с ее непутевого отца и заканчивая, конечно же, Есениным. Своей ироничной, с большой долей юмора, манерой исполнения он прекрасно оттенял лиризм повествования Марии Семушиной.
Примерил на себя, помимо прочих, образ первой девичьей ее любви («Я была тогда безумно влюблена и полагаю, что с тех пор никогда не переставала быть безумно влюбленной»), а также театрального режиссёра-модерниста Эдварда Гордона Крэга, от которого она родила дочь и крутого бизнесмена Пэриса Зингера, подарившего ей, наконец-то, безбедное существование и сына Патрика.
…О том, что ее дети погибли вместе с сопровождавшей их гувернанткой в автомобиле, упавшем в Сену, я знала. Не представляю, как она нашла в себе силы жить!!!
А дальше в ее жизни была голодная Россия, куда ее пригласили открыть танцевальную школу для детей победившего пролетариата. и Есенин…
Закончился спектакль очень эффектной сценой с огромным кровавым шарфом, как шлейф тянущимся за Айседорой и, как все мы знаем, погубившем ее…
Мария, выпускница Академии Вагановой, показала нам в спектакле фрагменты новаторских танцев Айседоры, в том числе ее знаменитого танца, исполняемого под «Интернационал».
Мне очень жаль, что не было широкой рекламы этого спектакля и его смогло увидеть не так много зрителей, все, как один, аплодировавшие на поклонах стоя и восторженно кричащие актерам «Браво!»
Я все два часа, как завороженная, смотрела на сцену – настолько искренен и проникновенен был рассказ Марии Семушиной!
Если «Айседору» еще привезут в Москву, сходите – два часа театрального счастья вам гарантировано.
Ну, а будете в Питере – не забудьте, что в нем есть театр, носящий то же название и посмотрите на его афишу – вдруг вам посчастливится…
Дом № 10 на Большой Садовой улице — это место, которое привлекает поклонников романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Там есть много интересного! Именно тут находится небольшой камерный Театр-музей «Булгаковский дом».
Театр находится рядом с метро «Маяковская», а указателем на нужный поворот будет металлическая вывеска 302 БИС. По пути к театру нужно пройти через небольшую каменную арку, которая ведёт во двор-колодец. Там находится Музей Михаила Булгакова и сам театр.
В прошлую пятницу я решила сходить в Театр-музей «Булгаковский дом». Я посмотрела прекрасный спектакль «Подходцев и двое других». Это очень интересная и комичная постановка.
В театре очень атмосферно: повсюду изящные лампы и картины, посвящённые разным произведениям Михаила Булгакова. В буфете тоже есть экспозиция, посвящённая роману «Мастер и Маргарита». Здесь можно сделать множество атмосферных фотографий.
Спектакль «Подходцев и двое других» мне очень понравился. Он очень смешной, и за его просмотром на несколько часов можно забыть о повседневных заботах. Вместе с героями спектакля — Подходцевым, Громовым и Клинковым — зритель отправляется в путешествие по их жизни.
Подходцев сбивает на дороге Громова и, чтобы искупить свою вину, отвозит его к себе домой. А в это время к ним в квартиру ломится Клинков, который был у своей любовницы. Но тут неожиданно возвращается её муж! Клинкову приходится быстро бежать, причем абсолютно голым, лишь прикрывшись вазой. В зале сначала все удивляются, а потом смеются. Это очень смешная сцена!
Дальше с героями происходят увлекательные и смешные приключения. Они решают достать деньги, чтобы выжить. Они обманывают своего знакомого-жмота и подсовывают ему под видом трупа живого Громова, который нуждается в деньгах. Благодаря этому они получают немного денег, но, решив, что этого им недостаточно, возвращаются к нему же с новым шантажом.
Они приглашают жрицу любви, но что-то идёт не так. Жрица начинает помогать им месить тесто для куличей. Кто только не появляется у них в гостях! Однажды они разрешают пожить у себя даме, которую выгнал старый ревнивый муж.
Актёры играют свои роли превосходно, мне действительно очень понравилась актёрская игра, это действительно было весело и очень смешно. В спектакле так много смешных моментов. Спектакль очень живой. Здесь люди со сложными судьбами, но они не сдаются. Они идут вперёд и стремятся изменить свою жизнь.
Этот спектакль о простых людях, которые являются оптимистами и романтиками. А главные герои такие разные: Клинков — ловелас и любит женщин. Громов — добряк, который всех поддерживает. Подходцев — красавец-мужчина.
В спектакле показано, что даже если человек посвящает себя дружбе, любви или работе, он может остаться один.
В спектакле задаётся вопрос: в чём смысл жизни? И как найти смысл жизни? Эти вопросы остаются без ответа, и зритель сам должен на них ответить.
Очень интересный музей "Булгаковский дом", где вас не только прекрасно встретят, но и предложат на выбор много разных экскурсий - и просто обзорную по музею, и автобусную по окрестностям, и даже театрализованную экскурсию «Однажды в час небывало жаркого заката», где вы не только узнаете много интересного о Булгакове, но и пообщаетесь вживую с героями его бессмертного романа - Коровьевым, Аннушкой, Бегемотом,врачами-психиатрами. Рекомендую все три экскурсии, особенно последнюю (ее, кстати, проводят только летом). Производит просто невероятное впечатление!
О, я там была как в театре, а теперь как в музее. Сходить рекомендую, но не в выходной и не праздник - набивается слишком много людей и смотреть неудобно. А посмотреть можно много чего интересного, фотографий хороших наделать. Тайные комнаты, интересные экспанаты, выставки тематических картин. Главное попасть на хорошего гида. А если еще повезёт на кота посмотреть получится. Мне вот только горшок достался
Автобусную экскурсию «Булгаков и его эпоха» от этого музея считаю идеальной для ознакомления с биографией писателя. Во-первых, она идет всего чуть больше часа. Во-вторых, первая ее часть проходит на автобусе, а вторая – это посещение самого музея «Булгаковский дом». В-третьих, там отличный экскурсовод.
Сначала мы на автобусе объехали район Маяковской-Тверской.
А потом, нас ждала не менее интересная экскурсия по музею «Булгаковский дом»: мы узнали еще больше подробностей о жизни Булгакова, о его тяжелой работе врачом, о том, как его произведения снимали с постановок во всех театрах, об источниках его вдохновения и, конечно, о прототипе той самой Маргариты: супруге писателя Елене. А еще, в музее есть настоящие тайные комнаты, как и положено таинственному дому. И с вами может выйти познакомиться сам кот Бегемот.
В «Булгаковском доме» есть еще множество интересных экскурсий и мероприятий: тематических экскурсий (дневных, ночных, театрализованных, пешеходных и автобусных – на любой вкус!), лекций, выставок, а в театре при нем идут хорошие спектакли по Булгакову и не только. Советую посетить!
Постановка Сергея Алдонина Музей-театр «Булгаковский Дом» давно на слуху, и я к ней присматривалась. Уж больно разные отзывы. Кто-то и по 10 раз ходит
Что понравилось — есть очень сильные места, интересные сюжетные решения, сложная сценография, свет, звук. Мастер появляется в окне над зрителями в облачке тополиного пуха. Понятно, что пух явление сезонное, но какое удачное.
А есть ну очень затянутые моменты и много текста. Я понимаю почему. В пьесе используются черновики и текст важен для понимания сюжета. Но все равно тяжеловато.
Оксана Коростышевская прекрасно играет в сцене страдания Левия, как ведьме мудрой ей веришь, но не чертовка Маргарита. И не соблазнительница Низа. Возможно, с дальних рядов было бы достовернее — фигура и пластика прекрасны. Но вот с седьмого ряда видишь, что это красивые пятьдесят плюс, а не тридцать после волшебного крема.
Удачен Бенгальский, остроумный, в самую пропорцию пошловатый, вульгарно потный, постоянно поправляющий сползающий под живот розовый камербанд (это который атласный кушак, носится со смокингом или фраком). Хорошо шутил, много импровизации. Очень все смеялись!
Фаготом (Тимур Орагвелидзе) я, конечно, полюбовалась эстетически, если человек столько времени уделяет своему телу, совершенно логично показываться на сцене и с декольте, и в трусах/семейниках. При этом и играет очень хорошо, совершенный такой Коровьев-Коровьев. Азазелло (Михаил Горский) тоже весьма достоверен, хотя не такой холодный ангел смерти, каким его часто представляют. Про кота ничего сказать не могу, практически незаметен на сцене, пару раз «Мяу», воровал сосиски и немного джиги в розовом килте. Медленно подбираюсь к Воланду. Игра Сергея Алдонина мне понравилась — тут он Воланд, манерный шут, постоянно пьющий водку и дирижирующий своей свитой, и тут же моментально громогласный Понтий Пилат в белом плаще с кровавым подбоем. Но само прочтение Воланда на сердце не легло.
Театр понравился - очень удобные широкие кресла, есть место для ног.
Я вчера впервые посетила музей -театр М.И.Булгакова и этот театр стал для меня приятным открытием. Небольшой театр расположен внизу, как бы под музеем Булгаковского дома. Сам зал небольшой и это придает камерность и сопричастность к действию на сцене.
Спектакль «Подходцев и двое других» поставлен по одноименной книге Аркадия Аверченко. Я не читала это произведение ранее, но после спектакля захотелось почитать это и другие произведения писателя.
😊Это юмористический спектакль о трех друзьях, полный выдумки, юмора, смешных и курьезных ситуаций.
В один прекрасный день в дореволюционном Петербурге веселый и симпатичный молодой человек (Подходцев) чуть не сбивает на коляске прохожего, доброго толстяка (Громова). В ходе знакомства выясняется, что Громову негде жить и Подходцев приглашает его к себе, ведь в квартире , которую он снимает есть три кровати и одной из них он готов поделиться. Но друзей становится двое , а кровати три и кто же будет третий ? На сцене совершенно неожиданно появляется абсолютно голый молодой человек (Клинков, или как потом ласково называют его друзья Клиночек), прикрывающий себя только большой китайской вазой. Это молодой, беспечный повеса, убегающий от ревнивого мужа, заставшего его у своей жены.
😊И вот веселая троица в сборе, они абсолютно разные, но все молодые, веселые , бесшабашные, не работающие и потому вечно бедные, появляющиеся деньги быстро уходят на развлечения и потому им вновь и вновь нужно придумывать авантюры, чтобы их раздобыть.
Ситуации иногда абсурдные, но очень смешные.
😊Вот они пожалели и привели в дом балерину Марию Николаевну, которая ушла от мужа и осталась с маленькой дочкой одна. Она быстро сумела очаровать всех троих друзей и вот уже она порхает на свидания, а наши бесшабашные друзья превратились в добрых нянек качают младенца и стирают пеленки.
😊А перед пасхой они затеяли печь куличи и никак не справятся с этим делом, но тут им на помощь приходит проститутка, которую привел любвеобильный Клинков и которая оказывается доброй, деревенской женщиной и вот уже все друзья под ее руководством накрывают пасхальный стол с собственным куличом.
😊Вдруг Подходцев влюбляется и молниеносно жениться, и через 5 дней, не выдержав «веселой» семейной жизни разводится.
😊В какой-то раз, чтобы раздобыть денег друзья разыгрывают шутку со своим богатым и жадным знакомым.
😊А вот уже бедный добрый Громов, не успев один раз поцеловать девушку, оказывается женат на ней, благодаря ее предприимчивым родственникам.
Это целая сеть смешных, порой абсурдных, но всегда веселых ситуаций.
Спектакль о дружбе, о ее ценности, о беззаботной молодости. А впереди их ждет 1917 год, который полностью изменит все.
Ну, а пока они, несмотря на бедность, получают удовольствие от жизни и своей настоящей, крепкой, мужской дружбы.
Декораций мало, но это совсем не мешает. Даже пустой стол в один из моментов переворачивается и становится полным столом с едой у их богатого и жадного знакомого, который в одну минуту, завидев наших друзей, переворачивает его и стол опять пуст. А как смешно придумано с лошадьми, которых изображают, танцуя, девушки , надев на себя огромные лошадиные морды.
Отдельное Браво👏трем актерам, играющим главные роли. Каждая их фраза, мимика, действие вызывало радостный смех зала. Очень веселый спектакль😀
Спектакль "Собачье сердце. Преображенский" в "Булгаковском доме"
Если охарактеризовать мои впечатления одним словом, то это будет «Странно». Странно с разными знаками (+ и -), эмоциями, мыслями. Но ведь и сама повесть Булгакова для того времени звучала по меньшей мере странно. Вероятно, были подобные произведения, но вообще мысль о «создании» человека была довольно революционной. Это сейчас при обилии фильмов и текстов на эту тему, а особенно экспериментов с Искусственным интеллектом, все это кажется довольно прозаичным. А вот и зря. Именно про параллели опытов профессора Преображенского с современными реалиями поставлен этот спектакль. Хотя при этом в нем не изменено ни одно булгаковское слово, вот ведь штука.
Итак, спектакль. Вернее, нет, сначала сам театр и преддверие. Конечно, попадая во дворик на ул.Садовая, 10, сразу заходишь в сам музей Булгаковского дома, где тебя окружают вещи и ощущения той эпохи. Потом спускаешься в театр – раньше здесь был ЖЭК. И вот первая странность – нас встречают шампанским – через 2 дня музею 20 лет, и начинают праздновать уже сейчас.
Потом нам поют итальянские арии артисты театра, и выступает режиссер спектакля Артём Бибилюров. Он рассказывает о задумке спектакля, как его смотрел и хвалил Владимир Бортко, и как им предлагали разных собак, в частности очень умного йоркширского терьера.
Но собак в спектакле нет. Есть две сущности, которые сменяют одна другую. «Основного» Шарикова играет Елисей Филатов, и как он мил в роли Шарика, так же он противен в ипостаси Полиграфа Полиграфовича. Но важно понять, что он, в целом, не виноват. А вся беда в милейшей, умнейшей профессорше – да, именно, так! – Преображенской, которую прекрасно играет Наталья Гребёнкина.
Еще одна сущность Шарикова появляется позже, но это уже кто-то в виде биоробота, ИИ.
Все превращения происходят в стеклянной пирамиде, которая и операционная Преображенской, и некий портал в наше время.
В спектакле довольно много музыки и световых эффектов, которые там вполне логичны.
И если вам близок такой взгляд на творчество Булгакова, то рекомендую) Моя подруга, кстати, была в полном восторге, и еще я слышала много похвал спектаклю, режиссеру и актерам.
Ощущаю себя перед спектаклем примерно, как та любопытная старушка: - "Пришла собачку говорящую посмотреть".
Мне действительно было интересно, как выкрутятся создатели спектакля "Собачье сердце. Преображенский" и каким образом будет показан гражданин Шариков до своего короткого человеческого преображения. По словам режиссера спектакля Артёма Бибилюрова, многие предлагали ему использовать в спектакле своих питомцев - "возьмите моего йорка, он вам всё гениально сыграет!" Но легких путей мы не ищем, поэтому ни йорков, ни других собачьих пород в спектакле не оказалось(хотя на краткий миг вынесли звездного старожила театра, огромного кота Бегемота), но была масса других необычных задумок, от которых порой хотелось громко выразить свое "Вау!"
Премьера спектакля в Музее-театре "Булгаковский дом" плавно влилась в огромное количество торжественных мероприятий, приуроченных ко дню рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. С "Собачьим сердцем" всегда сложная история для постановщиков, слишком уж легко нарваться на неизбежные сравнения с гениальным фильмом Владимира Бортко и не менее гениально сыгранными Евгением Евстигнеевым, Владимиром Толоконниковым и остальными исполнителями, виртуозно прописанными булгаковскими персонажами. Но наши герои из "Булгаковского дома" трудностей не испугались, и решили пойти другим путем. Мистику, фантасмагорию и сюрреализм, изначально присутствующие практически в любом булгаковском произведении, а уж тем более в "Собачьем сердце", они решили довести до абсолюта, и не прогадали. Ну, во-первых, заранее сорри за спойлер, но без этого никак. Профессор Преображенский "легким движением руки" превращается в убеленную сединами профессоршу(Наталья Гребёнкина). В современных реалиях это превращение, конечно, более чем оправдано, но все равно несколько неожиданно. Хотя, глядя на еще пустую сцену со стенами, затянутыми целлофаном и стеклянной пирамидой в углу, можно было предположить что угодно. Я и предположила, что именно внутри пирамиды будет происходить преображение "милейшего пса" в будущего Начальника очистки Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Пирамида оказалась своеобразным порталом в другое измерение - из постреволюционной московской действительности со всеми подробностями коммунального быта и классовых столкновений на этой почве - в фантастический мир, где избранным дарят "почти" вечную молодость и создают новых идеальных людей. Другой вопрос, какие последствия будут у этих экспериментов.
Шариков в спектакле словно раздваивается, сначала он возникает в виде существа довольно маргинального вида, проще говоря, бомжа, затем с нами начинает говорить то самое немудреное, добродушное пёсье сердце, с которым дальше происходят метаморфозы от его слияния с бестолковым и зловредным мозгом пресловутого Клима Чугункина, в результате чего и "зарождается" в профессорской квартире тот самый Шариков, который "отлезь гнида" и "все поделить". Замечательное перевоплощение молодого и талантливого актера Елисея Филатова из существа, которое никак не может понять, за что ему так "свезло", и все время ждет подвоха или пинка, через постепенное привыкание, осознание собственной исключительности (явно его бабушка согрешила с водолазом) в наглого, ограниченного, самовлюбленного хамоватого Шарикова в лаковой коже, картузе и нелепом галстуке. В спектакле много символики(за что спасибо художнику-постановщику Ларисе Наголовой), и это однозначно помогает раскрытию характеров персонажей. Например, лаковые кожанки и красные галифе Швондера(Александр Серов-Останкинский)и его помощницы, лаковый плащ Шарикова и его красная рубаха создают единую стилистическую "революционную" группу, противостоящую белоснежной стерильности Преображенской и Борменталя(Олег Тарасов). Эта стерильность еще больше усугубляется, когда обедать они садятся в прозрачных защитных "скафандрах". Да, у создателей совершенного человека тоже бывает обеденный перерыв. Помогают развитию действия и нетривиальные ходы, вроде оперного вокала горничной Зиночки посреди сценического дыма, бутафорского снега и мерцания софитов, или частушек от Шарикова и Швондеровской компании в стиле рок, а также итогового превращения почти всех героев в биороботов, немного, конечно, несовершенных, но лиха беда начало! Не знаю почему, но мне вся эта сюрреалистическая вакханалия напомнила о фантастических фильмах эпохи немого кино, вроде "Аэлиты" или "Метрополиса". Не уверена, что об этом думали создатели спектакля, но для меня определенное сходство явно прослеживается. Во всяком случае, подход к теме очень своеобразный, и можно поблагодарить авторов за их тонкую иронию и фантастический гротеск. А уж за Шарикова, цитирующего Пушкина вместо "переписки Энгельса с этим, как его, Каутским", мое отдельное большое человеческое спасибо!