Институт русского реалистического искусства
Сливки социалистического реализма в коллекции бизнесмена XXI века.
Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) — музейно-выставочный комплекс, работающий с декабря 2011 года, в основе коллекции которого произведения живописи советских и русских мастеров ХХ–XXI веков — С.В. Герасимова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки, Ю.И. Пименова, Г.М. Коржева, В.Е. Попкова, Н.И. Андронова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Виктора Иванова, освещающие исторические этапы жизни советского общества.
Основа музейного фонда и первой экспозиции — частная коллекция бизнесмена Алексея Ананьева. История коллекции картин, написанных в традициях русского реализма, началась чуть менее десяти лет назад. Сейчас коллекция Алексея Ананьева насчитывает несколько тысяч полотен. В первой экспозиции представлено около 500 картин. ИРРИ занимает один из старинных корпусов Московской ситценабивной фабрики, расположенной в Замоскворечье напротив московского Новоспасского монастыря.
Отзывы о «Институт русского реалистического искусства»
Как мне кажется, глубокий смысл заключается в том, что из стен винзавода проросли побеги авангарда и постмодернизм – в конечном счёте неизбежно убивающие и искусство, и саму человеческую цивилизацию как потенциально духовное завершение белковой жизни, а на фундаменте ткацкой мануфактуры – предприятия производительного труда, сформировалась структура института русского реалистического искусства как инструмент развития классического национального искусства.
Очевидно, что искусство является важнейшим светским инструментом развития человеческой духовности. Но человечество не имеет определения искусства. Отсюда бесконечные подмены, самозванство, попытки присвоить звание произведений искусства бессмысленным, анти духовным, иногда безнравственным творениям.
В этих условиях формируется определённая духовно-нравственная среда обитания, которая является источником всех бед и побед человеческого сообщества.
Какова духовно-нравственная среда обитания – таково и общество, вскормлённое этой средой.
И когда со всех сторон наступает подмена искусства скоморошеством – развлечением публики за деньги, острыми физиологическими ощущениями, финансовыми мероприятиями на произведениях искусства, в лучшем случае холодным профессиональным умением, исключительно важно создание структуры, которая способна поддержать ещё прорастающие кое-где духовные национальные традиции.
Теперь о самой экспозиции первой выставки ИРРИ.
В советские времена произведения известных мастеров приобретались министерством культуры и музеями. И в экспозиции нет, например, картины Гелия Коржева «Проводы», а «Хризантемы» Грабаря, написанные ещё до революции, приобрела Третьяковская галерея.
Но, очевидно, что и менее известные работы мастеров такого уровня представляют конкретный исторический, музейный и профессиональный интерес.
В экспозиции представлены мастера советской школы живописи Жилинский, Грицай, Оссовский, Салахов, Иванов, Стожаров, Неменский, Кугач, Осьмёркин, Самохвалов, Соколов-Скаля, Грабарь, Решетников, Чуйков, Ромадин и многие другие. И работы таких авторов ярко демонстрируют высочайший профессиональный уровень изобразительного искусства советского периода.
Совсем недавно вышла в свет книга известного автора «Искусство Третьего Рейха». В этой книге утверждается высокий профессиональный уровень немецких художников того времени. Увы, ни живопись, ни литература, ни кинематограф третьего рейха даже приблизительно не могут соответствовать уровню великой культуры советской России. «Тихий Дон», «Броненосец Потёмкин», гениальные песни Великой Отечественной войны – ничего подобного не было в третьем рейхе. Очень придворный советский художник Александр Герасимов, но посмотрите его картину «Иосиф Сталин на крейсере «Киров»». Написано широко, эмоционально и мастерски. Искусство – это часть идеологии. Какова идеология – таково и искусство. Страна жила сложной, но героической жизнью. И в экспозиции ИРРИ это отражено и правомерно, и в должной мере.
«Прощание с Горьким», «Цветы Сталину» – эти картины Горелова вполне отражают и профессионализм школы, и жизнеощущение страны в ту эпоху. Эту же тему поддерживают и развивают «Портрет Маршала Будённого» Денисовского, «Портрет Климента Ворошилова в кабинете», «Академическая дача» и «Весенний пейзаж» Бродского, работы Сергея Герасимова и Игоря Грабаря.
Собрание огромно. Разумеется, что присутствуют и не самые удачные работы известных авторов. Самый гениальный художник пишет не только шедевры и подпись знаменитого автора ещё не говорит ни о художественной ценности произведения, ни о её стоимости. К счастью, в экспозиции ИРРИ таких работ очень мало. И даже маленькие работы, почти этюды, в этой экспозиции подтверждают мастерство своих авторов. Например, небольшие работы известного мастера жанра – Решетникова. Маленький портрет Циплакова «Колхозник», «Новоспасский монастырь» Дементьева, всего 30 Х 25 см, «Москва. 1947 г.» и «»Москва. Зима 1946 г.» Михаила Васильевича Куприянова – всё это очень небольшие работы. Или необыкновенно свежий и живописный «Портрет художника» Юрия Ивановича Пименова. Я имел счастье учиться у этого замечательного мастера и немного знать его лично. «Неоконченный разговор» – это редкий пример значительного переживания в натюрморте. Эта работа находится в Третьяковке. В залах ИРРИ мы имеем возможность вспомнить творчество этого великого мастера советского искусства.
Прекрасно представлены художники совсем уже нашего времени. Владимир Николаевич Коркодым «Перед работой. Мужики». Пусть что угодно говорят о соцреализме, на мой взгляд – это очень хорошая работа со всех точек зрения.
Изотов Михаил Николаевич «Зимний день во Владимире», «На берегах Клязьмы», «Владимир. Вид на Успенский собор» – прекрасные образы русского пейзажа.
Стекольщиков Антон Вячеславович «День Победы» – кажется не броская, но вполне пронзительная работа.
Дементьев Вадим Владимирович «Октябрь. Андреевка», «Воробьёвский лес», «Сельцо» настоящая живопись старых мастеров московской школы.
Янаки Владимир Викторович «Вдова».
Зайцев Егор Николаевич «Рождественская ёлка».
У нас огромное количество талантливых художников, о которых очень мало известно широкому кругу. И у них есть прекрасные работы. И когда они доходят до зрителей – это большая радость! Всем известны гениальные работы Пиросмани. Но, уверяю Вас, в каждой русской деревне, в покосившихся домиках можно найти написанные на фанере молярными красками простенькие, но бесконечно трогательные шедевры, которые ничуть не хуже. К сожалению, о них никто не знает, и они пропадают в буквальном смысле слова, а в них содержится огромное духовное богатство и трепетание сердца русского крестьянина.
И у каждого незнаменитого художника-реалиста обязательно есть несколько прекрасных работ, но их мало кто видел.
Можно коллекционировать чудаковатые несуразности, например, кто больше съел пирожных за 2 минуты, и получится бессмысленная «Книга рекордов Гиннеса».
А можно коллекционировать русские слова и их смыслы и получится словарь Владимира Даля.
Можно показывать зрителям мешки с картошкой, слепленной из шоколада, а можно – удачные работы художников, в том числе и малоизвестных.
Поэтому общее впечатление от этой экспозиции – это ощущение осиленной огромной и тяжёлой работы, работы необыкновенно нужной и полезной. Работы, которая утверждает высочайший профессиональный уровень советской школы живописи, огромный потенциал таланта нашей страны и её духовные возможности.
Исполать Вам основатели, учредители и работники
ИНСТИТУТА РУССКОГО РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА!
художник Владимир Крылов
Новый московский музей живописи - «Институт русского реалистического искусства» открылся как-то незаметно в декабре 2011 года. Он разместился в одном из корпусов Московской ситценабивной фабрики на Дербеневской набережной – в бывшей котельной, и занимает все три этажа здания. Найти его легко – рядом возвышается кирпичная башня - труба этой котельной. Когда идешь среди краснокирпичных зданий бывшей фабрики, то такое ощущение, что находишься где-то в Англии конце 19 века.
«Первая выставка произведений советского и российского искусства 1910-х - 2010-х» - под таким названием проходит нынешняя экспозиция.
Залы заполнены сотнями картин художников ХХ и десятилетия ХХI веков: Аркадий Пластов, Сергей Герасимов, Виктор Попков, Александр Дейнека, Владимир Стожаров… У меня закружилась голова, когда ходил по залам этого новой галереи. Такого многообразия я не ожидал увидеть. И русский дух, и национальный характер наглядно чувствовался во многих работах.
Само здание и помещения галереи, начиная от фойе и гардероба, выставочные залы, техническое оснащение говорят о том, что «Институт русского реалистического искусства» заявляет о себе как о солидной художественной галерее нового типа, А по количеству и качеству собрания картин советских, российских художников, уступит, наверно, только Третьяковской галереи.
Устроитель галереи Алексей Ананьев почувствовал веяние времени, пока еще легкое и не очень заметное, и делает ставку на реалистическое искусство. Все же, авангардизм в нынешних его формах, эстетическом авантюризме и псевдо новаторстве ведет искусство в тупик. Хотя зерно новизны и возможного поворота к новым живописным формам, несомненно, имелось, но, к сожалению, не проросло.
Как много, все же дает искусство реализма! Оно рассказывает о жизни, отражает свое время: лица людей, их типы, быт, трудовые моменты, дома, пейзаж, который когда то был. Об это я думал, бродя по залам галереи.
А еще о том, что конечно, оно требует профессионального мастерства, умения рисовать. Настоящие художники исходят из окружающей среды, от природы.
И ловил себя на мысли, что сегодня реалистическое искусство требует для восприятия некоторого умственного напряжения. А мы, кажется, постепенно отвыкаем от этого. Конечно, намного легче скользить взглядом по абстракциям и сюрреалистическим объектам – там же ничего нет. Но, зато, какой громкой эти объекты обставляются громкой рекламой, наукообразными статьями и заоблачными ценами на аукционах Christie s, обставляются эти объекты. В общем, платье голого короля. Но, что поделаешь – мода.
В «Институт русского реалистического искусства» хочется прийти еще и не один раз. Чтобы вновь увидеть, например, виртуозно выполненный и очень броский портрет «Дамы в черном берете» работы Александра Осмеркина или «Портрет летчика» Александра Самохвалова. Я смотрел на этот портрет 30 –х годов и вспомнил стихотворные строки: «…гвозди бы делать из этих людей, не было б крепче в мире гвоздей..»
Посмотреть живописные полотна Владимира Стожарова, от которых
не хотелось отходить: «Муфтюг. Большая вода», «Унжа», «Осень. Коровы пасутся». Вот, «Прясла» - снег, синева, забор…, что кажется особенного, но почему так сжимается сердце, и хочется зайти за эти самые прясла
И ощутить теплоту и полноту, казалось бы, непритязательной крестьянско - колхозной жизни, которую изображал в своих картинах Аркадий Пластов.
А еще работы Виктора Попкова: «Отдых», «Под сиренью», «Предвечерние тени»…
В то, первое посещение галереи, я подумал, что самый лучший это третий этаж. Там Пластов, Герасимов, Нисский, Дейнека…. признанные классики. Но потом, понял, что галерея интересна тем, что здесь можно открывать новые имена.
Александр Двизин