Отзывы о "Усадьба Салтыковых-Чертковых"
В особняке Салтыковых-Чертковых на Мясницкой, а среди московских особняков, он — главный аристократ, я снова оказался в нынешнем январе. Это был мой третий визит туда, но это была уже экскурсия с Екатериной Кретовой после ремонта. А он случился не потому, что здание построено в 18-м веке, а потому что в августе 2022 года бывший худрук МХТ Эдуард Бояков объявил, что откроет в этом здании театр.
Готический зал (XIX век). Одно из лучших помещений с лепниной работы русских мастеров. Наверное, лучше было бы сделать фотографию при включенном свете. Но зато так — гораздо готичнее.
На двери мальтийский узор. Ничего не буду говорить о масонах.
Большой каминный зал. В нем соответственно камин, недорогой — врубель. Однако кроме бородатой шутки тут можно лишь сказать, что этот камин художника Врубеля не считается произведением архитектурного искусства, потому что — просто типовой образец в рамках архитектурной выставки-продажи. В Каминном зале снимался эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны», где Вольф проводит сепаратные переговоры в Швейцарии.
Предположительно сохранила свой первоначальный облик Арабская курильня, которая ныне называется Мавританском залом. Она тоже — часть той архитектурной выставки.
Дубовая гостиная — самый приятный зал, где нам рассказывали об уникальной библиотеке. Один из владельцев усадьбы Чертков коллекционировал книги, которые после своей смерти (по завещанию через сына) передал городу. В 1871 здесь работал и учился 16-летний Циолковский, который был глуховат и мог учиться только посредством чтения.
Сейчас в усадьбе расположился «Новый Театр», показывая там иммерсивный спектакль по леденящему кровь рассказу Лескова «Тупейный художник». Непонятное современному человеку название заменили на «Лубянский гример».
Театральный зал, в котором в спектакле Нового театра выступают крепостные актеры. Если не путаю, раньше назывался Большим Банкетным. Слоны в углах связаны с тем, что актеры играют что-то индийское.
События рассказа происходят вокруг орловского крепостного театра. Его владелец — Сергей Михайлович Каменский.
Если реальный Сергей Каменский и был много лучше своего литературного образа, то во всяком случае действительно пытал и наказывал своих крепостных, а некоторых молодых актрис брал себе в наложницы (у Лескова сказано «в одалиски», что тоже самое, просто неожиданно было встретить это слово в рассказе, где события происходят на нашей средней полосе).
Я думаю все слышали об актере Михаиле Щепкине, в честь которого названа улица, на которой родился Высоцкий (в доме на 3-й Мещанской в конце). Это был первоначально актер из крепостных, позднее получивший вольную. Он придумал базовые принципы системы Станиславского. И однажды его на два спектакля арендовал Каменский. Но Щепкин сыграл в Орле лишь один раз, а на втором спектакле уже не появился, потому что слухи о жесткости этого крепостного театра подтвердились. Собственно Щепкин и принес в Москву сведения об орловском театре.
К тому же, если крепостные московские и подмосковные театры были на уровне, то спектакли в Орловском театре были просто ниже плинтуса. В углу сцены висели розги, и в антракте граф поднимался за кулисы и сек ими тех, кто плохо играл. Зрители могли слышать их крики. Трудно это представлять. Другое время. Другие обстоятельства. И моя жизнь ни разу не пыталась совратить меня именно властолюбием.
Эдуард Бояков...
Странные встречи у меня с этим человеком.
Посудите сами, в нулевые годы Бояков стал худруком театра «Практика». Ни одного его спектакля не видел, а вот на проведенном там вечере памяти Кормильцева (2007) впервые услышал и увидел Боякова, который прочитал два стиха Ильи. Потом стал Бояков худруком МХТ, Опять ни одного его спектакля не довелось там посетить. Однако придя пораньше на одну из лекций в МХТ, наблюдал перед ее началом как Бояков рассказывает на камеру об архивировании видеозаписей спектаклей.
И про то, как что там сделано в «Лубянском гримере» тоже не ведаю, хотя в одном из залов особняка мы опять же встретили Боякова, который руководил установкой света на базе нового светового оборудования.
«Cвятость и пороки крепостного театра» — слоган спектакля. В первом слове не вижу попадания. Даже «Невинность и пороки» — лучше, хотя надо и дальше удачный вариант искать. Зато некий будуар как специальное помещение для порока в усадьбе тут тоже выделено. Правда, как это происходит, даже не намекали. Но Ирина Аренкова рассказывала еще в прошлом году: «Кстати, там еще шест был… И когда мы перемещались из-зала в зал во время спектакля, на нем крутилась крепостная актриса… а другая — плескалась в ванной. Но это не видели другие зрители… Оказывается там 4 маршрута, по которым водят группы во время спектакля и они все разные. Перед началом вам выдадут браслет определенного цвета. Вот от цвета и зависит что вы увидите».
Но понятное дело, что худший вариант — попасть в группу, которая будет смотреть на курочек и коз.
А видимо, самое интересное — пытки на морозе (на самом деле там есть невидимый зрителю секрет с д****** рамой), ну или хотя бы посмотреть на актрису в ванне.
Однако оставим этот BDSM и вернемся к особняку. Вообще в конце XIX века в усадьбе образовался литературный клуб. Там бывали знаменитости, один из которых — острый на язык Гиляровский — и придумал называть эту усадьбу «Чертков дом». Он же как профессиональный враль стал автором некоторых легенд особняка.
В 1914 году усадьба была выкуплена предпринимателем, который планировал ее снести, чтобы построить на ее месте доходный дом. Этим планам помешала Первая мировая *****. Но и без того понятно, что сюжет «Вишневого сада» не на пустом месте возник.
Говорят, что во время пожара 1812 года Наполеон прожил в усадьбе два дня (кстати, Мясницкая от того пожара вообще не пострадала). Говорят, что именно здесь на балу Александр Пушкин увидел молодого человека, который не танцевал мазурку — прообраз своего Евгения Онегина. Да много чего говорят — и это «хлеб» экскурсовода.
Я уже много раз писала об усадьбе Салтыковых-Чертковых и Иммерсивном спектакле "Лубянский гример", на котором я побывала уже дважды! Но 18 января мне посчастливилось оказаться на экскурсии "Чертков дом. По анфиладам истории и вымысла", которую я рекомендую посетить каждому при первой же возможности. Ведь неописуемой красоты убранства этой усадьбы достойны того, чтобы их увидеть!
Проходя по Мясницкой улице мимо притягательного двухэтажного ярко-голубого здания с белой лепниной и с подъездно́й дорожкой для карет, мало кто догадывается, что внутри оно не менее прекрасно, чем снаружи. Усадьба Салтыковых-Чертковых является памятником культурного наследия 18-19 веков общей площадью 1600 кв. м., и помимо удивительной архитектуры, имеет интереснейшую богатую историю. Более того, с ней связано столько легенд, что фразу "...говорят, тут..." на этой экскурсии я слышала чаще, чем на какой-либо другой в своей жизни. Недаром именно она была выбрана в качестве "сцены" для постановки "Лубянский гример". Ведь полному погружению в спектакль здесь способствует абсолютно все. Да и сама усадьба от такого соседства только выигрывает, ведь новые "жильцы" сохранили все дошедшие до нашего времени интерьеры, добавив лишь мебель, декорации, реквизит и световое оборудование, а усадьба была полностью отремонтирована всего за один месяц.
В день экскурсии руководитель отдела внешних коммуникаций "Нового театра" Екатерина Кретова, отложив на время свои основные обязанности, стала нашей путеводной звездой по небесно-голубому чертогу в самом центре Москвы. Нас не только провели по всем комнатам, залам и лестницам, где сохранились уникальные интерьеры. Мы смогли в подробностях рассмотреть декорации к спектаклю "Лубянский гример", прошли через гримерку, увидели настройку света в каминном зале. Причем, процессом регулировки софитов руководил сам Эдуард Бояков. Когда он был Генеральным директором Ассоциации "Золотая маска", он сотрудничал с моим отцом, а я теперь хожу на его спектакли, и папа все время с интересом спрашивает: "А самого Боякова не видела?" Наша экскурсионная группа буквально на цыпочках пробежала мимо него, чтобы не мешать процессу. Однако я все же нашла возможность выразить Эдуарду Владимировичу свое почтение.
По окончании экскурсии традиционно гостей угощали ароматным чаем из самовара и сладостями. Почти все остались на угощение и долго не расходились, ведь после посещения этого невероятного места всегда есть, о чем поговорить, чем поделиться друг с другом.
Я никогда не устану говорить про усадьбу Салтыковых-Чертковых, мне не надоест бывать в ней, меня всегда будут туда манить какие-то неведомые силы. Я рекомендую всем и каждому обязательно там побывать!
Прогуливаясь по Мясницкой улице, нельзя не обратить внимания на особняк голубого цвета с белой лепниной, выразительными скульптурными элементами, крутой подьездной дорожкой. Это - уникальная историческая усадьба XVIII в. Салтыковых-Чертковых. В былые времена здесь собиралось высшее общество и проводились балы, сюда приезжал Пушкин, Гоголь, а Толстой работал над романом «***** и мир». Есть версия, что во время пожара 1812 года Наполеон жил здесь 2 дня. В фильме "17 мгновений весны" особняк исполнил роль специального ведомства США в Берне. Сейчас здесь расположился Новый театр под руководством Эдуарда Боякова, созданный в сентябре 2022 года и в конце ноября выпустивший премьеру иммерсивного спектакля «Лубянский гримёр». А еще, здесь можно отпраздновать любое значимое событие, от дня рождения до свадьбы и пусть на время, стать полноправным хозяином старинной усадьбы. Я была скромнее и решила познакомиться с особняком на экскурсии «Чертков дом. По анфиладам истории и вымысла». В течение часа, мы с группой прошлись по всем залам и комнатам усадьбы, увидели каминный, колонный, готический и мавританский зал, дубовую гостиную, беломраморную лестницу Шехтеля, шикарный камин Врубеля. Только представьте, общая площадь составляет 1600 кв. м., все интерьеры охранных зон, сохранившиеся на момент размещения в усадьбе Нового театра, оставлены в неприкосновенности. Добавили только предметы мебели, реквизит, световое оборудование необходимое для спектакля. Мы заглянули в пространства, обычно скрытые от зрителей, увидели подготовку к спектаклю. После экскурсии нас пригласили в зал на чаепитие, где были накрыты столики с самоваром и угощением. Экскурсия сподвигла к прочтению рассказа Лескова «Тупейный художник», по мотивам которого создан спектакль «Лубянский гример» и теперь в планах пойти уже на сам спектакль, раскрывающий тайны закулисной жизни домашнего крепостного театра графа Каменского, известного своей жестокостью.
Новость, которую многие так давно ждали: жемчужина Мясницкой улицы, особняк Салтыковых-Чертковых, теперь будет доступен не только во время спектакля "Лубянский гримёр" (16+, на минуточку!), но и в рамках экскурсии "Чертков дом. По анфиладам истории и вымысла".
НОВЫЙ ТЕАТР, поселившийся в особняке в прошлом году, наполняет его новыми историями, и это не только Иммерсивный спектакль «Лубянский гримёр» !
Например, на днях тут был вечер памяти Бродского.
Будем ждать новые интересные активности и новые истории, которые расскажет особняк посредством театра и его актеров!
С некоторых пор в изящном бело-голубом особняке, что в начале Мясницкой улицы, по вечерам происходят странные вещи. Столько времени стоял он себе спокойненько, темный и пустой, никого не трогал, и вдруг то тут, то там в нем начинает зажигаться свет, мелькают в окнах странные тени, у ограды материализуется степенный швейцар, а ко входу стекаются толпы людей. Заинтриговала? Да что уж там, раскрою тайну. Если вдруг кто еще не в курсе, уже несколько месяцев Москва судачит о необычном иммерсивном спектакле "Лубянский гример" по мотивам рассказа Лескова "Тупейный художник", идея постановки которого принадлежит руководителю и главному режиссеру "Нового театра" Эдуарду Боякову. Да, да, не тайное общество черной магии и не массонская ложа проводит по вечерам свои собрания в месте, известном под названием Особняк Салтыковых-Чертковых. Хотя что-то магическое в новом театральном перфомансе определенно есть. Спектакль я посмотрела, прошла, следуя за сюжетной ниточкой, по намеченному маршруту, впечатлилась конечно же, чего и всем желаю. А тут вдруг неожиданно возникла счастливая возможность увидеть особняк изнутри, но не во время спектакля, проникнуть в театральное закулисье и даже,(о боги!) подглядеть как проходит репетиционный процесс. Ну и как я могла такой возможностью не воспользоваться? Наша группа во главе с замечательной Екатериной Кретовой, Руководителем отдела внешних коммуникаций театра, ставшей на время гидом, оказалась первой ласточкой в столь интересном экскурсионном опыте. Как первый спектакль на этой необычной площадке день ото дня совершенствуется, режиссер устраняет некоторые шероховатости, а актеры оттачивают мастерство, так и подобного рода экскурсия, я уверена, станет хоть не частым, чтобы не мешать театральному процессу, но постоянным явлением. Во-первых интерес вызывает само здание и его история, начавшаяся с XVII века, когда на месте нынешнего здания располагались палаты наследников ханов Золотой орды, затем здесь жили князья Долгорукие, влиятельные, но рассорившиеся с Анной Ионанновной, в результате чего усадьба перешла в руки семьи Салтыковых. Нынешнего вида особняк 1742г. постройки авторства архитектора Семена Карина уцелел среди немногих московских усадеб в ***** 1812г. По городскому преданию в нем останавливался Наполеон, а в 1831г. особняк выкупил Александр Чертков, и он стал местом притяжения культурной общественности столицы. Здесь давались пышные балы, на которых присутствовал Пушкин, бывали Гоголь, Жуковский, Щепкин(благодаря которому и появилась, кстати, история лесковского тупейного художника). Чертков был страстным библиофилом и его обширная библиотека стала впоследствии неотъемлемой частью Российской государственной и Исторической библиотек. Чего здесь только впоследствии не было. Особняк переходил из рук в руки, его занимали различные общества, в нем даже распологался ресторан, и только начало первой мировой ***** уберегло его от сноса. В советское время здесь находилось общество "Знание", в особняке снималось кино, в том числе и знаменитые "Семнадцать мгновений весны". И вот с сентября 2022г. начинается новый, теперь уже театральный, этап его истории. Поэтому экскурсия по особняку - это еще и экскурсия по закулисной жизни театра. Не только роскошный готический зал и изысканные дубовая и мавританская гостинные, парадная лестница, добавленная Шехтелем и камин авторства Врубеля, но и все декорации спектакля, хоть и на время, но стали частью интерьеров особняка. Созданный декораторами зал крепостного театра, актерские гримерные, репетиционные залы, коридоры и переходы, даже ванна и сенной сарай, куда каждый вечер специально привозят козу и кур, играют свои роли в одном большом театральном представлении. Мы не только прошли по всем этажам и закулисным закоулкам, но даже смогли увидеть Эдуарда Боякова за работой. Вот уж точно повезло! Закончилось наше чудесное приключение приятным бонусом - чаем с баранками. А на "Лубянского гримера" надо, наверное, еще разок сходить. Маршрутов то целых четыре!
Чертков дом. По анфиладам истории и вымысла.
Так называлась наше путешествие в усадьбу Салтыковых-Чертковых в эту среду. Проходя по Мясницкой улице и видя шикарное здание цвета морской волны, я мечтала побывать внутри!
Сейчас в здании находится Новый театр, который открыл свои двери в ноябре 2022 года с премьерой иммерсивного спектакля Эдуарда Боякова «Лубянский гример».
Я побывала на экскурсии по усадьбе и самому театру. Это было довольно интригующе, потому что сохранилось много старинных уникальных интерьеров и деталей. Например, камин Врубеля или лестница Шехтеля.
Усадьба ведет свою историю ещё с 16го века. Тогда на её месте были деревянные палаты Волынских. В 18м веке был построен особняк для генерал-майора Салтыкова, а уже в 19м веке здание переходит семье Салтыковых.
Самое интересное, что эти интерьеры прошлого сейчас активно задействованы в иммерсивном спектакле «Лубянский гример» по мотивам произведений Николая Лескова. В основе сюжета 2 ************* истории.
Зрители делятся на 4 группы. И каждая следует своим маршрутом. То есть после спектакля вы скорее всего захотите вернуться вновь, чтобы история сложилась у вас до конца.
Я думаю, иммерсивный спектакль особенно придется по душе искушенным зрителям, которые видели многое. А также тем, кто хочет новых эмоций и более острых ощущений.
Во время интересной экскурсии я увидела невероятные декорации, гримерку и репетиции артистов. И ещё больше захотела увидеть сам спектакль. Представитель театра рассказал историю усадьбы, концепцию театра и спектакля. А в конце нас ждало чаепитие.
В общем, я уже смотрю билеты на ближайшие даты спектакля!
Экскурсия по Новому театру и особняку Салтыковых-Чертковых.
Это экскурсия два в одном: возможность узнать историю усадьбы Салтыковых-Чертковых 17-19 веков и одновременно подробнее узнать о совсем еще молодом и перспективном Новом театре под руководством Эдуарда Боякова, который с 25 ноября 2022 года ставит здесь увлекательную постановку – иммерсивный спектакль «Лубянский гример», раскрывающий святость и пороки крепостного театра. В этом спектакле всего 4 линии и каждая линия — это разные залы, а в конце все собираются вместе в одном зрительном зале и досматривают окончание постановки. Сюжетная линия спектакля предоставляет возможность увидеть некоторые залы особняка за одно посещение, ведь действие разворачивается в разных залах, и зрители переходят из одного зала в другой, наблюдая игру актёров и декорации буквально рядом с собой.
В самой же экскурсии по театру и особняку Салтыковых-Чертковых можно увидеть сразу все залы этой усадьбы: каминный зал, колонный зал, готический зал, дубовая гостиная, мавританский зал и пр., полюбоваться изысканным стилем, красивыми интерьерами, убранством и также послушать удивительные истории, связанные с этой усадьбой. Во время экскурсии можно даже увидеть репетицию актеров Нового театра и побывать в их гримерке. Экскурсовод провела очень интересную экскурсию, в которой мы увидели всё своими глазами и узнали множество занимательных исторических фактов.
На мой взгляд, это одна из самых интересных усадеб для посещения, ведь в ней есть такое невероятное сочетание изящества и шика, а также элегантное соединение архитектурного стиля рококо и готических мотивов.
Все залы усадьбы очень оригинальные, но отмечу Мавританский зал своей особой необычностью и резным оформлением. Было интересно узнать на экскурсии об истории девиза "Вера и честь" особняка "Салтыковых-Чертковых". Оказывается этот девиз не принадлежит Чертковым. У Салтыковых был девиз "Терпением и трудом", а у Чертковых девиза не было вообще. Эту усадьбу планировали снести и построить на этом месте доходный дом, поэтому очень радостно, что усадьба осталась, а сейчас в ней находится Новый театр, который и вдохнет в усадьбу новую жизнь.
В завершении экскурсии нас ожидало вкусное чаепитие.
Сегодня в в исторической усадьбе XIX века появилось современное театральное пространство - Новый театр Боякова.
Если вы не слишком любите театр и опасаетесь попасть на что-то скучное, излишне классическое. если вас не прельщает идея чинно сидеть весь вечер в ...дцатом ряду и рассматривать далекие фигурки актеров, - или если вы, напротив, театрал, который слегка подустал от "настоящего серьезного театра" или думаете, что видели уже ну просто всё - тогда "Лубянский гример" - именно то, что вам нужно!
"Лубянский гример" - иммерсивный спектакль Эдуарда Боякова, причем проходит он в старинной усадьбе Салтыковых-Чертковых. И не случайно - название совершенно зря вызывает ассоциации с печально известным зданием на Лубянке, на самом деле постановка-то по по мотивам рассказа Николая Лескова "Тупейный художник" (тупейный художник - это просто-напросто устаревшее название парикмахера. Я, например, не знала...) и рассказывает нам немного о становлении крепостного еще тогда театра в России, - ну и историю любви, конечно же.
Зрителей встречают в фойе, надевают каждому бумажный браслет определенного цвета - все зрители делятся на 4 группы и каждая идет по своему маршруту и смотрит свою собственную историю, собираясь вместе на вторую часть действия в настоящий зрительный зал...
Должна сказать, что все это было интересно. Потрясающей красоты усадьба - это во-первых. Казалось бы знакомая (если читали Лескова), но весьма дополненная, местами подправленная и приправленная для остроты некоторыми подробностями (но ничего эдакого, все пристойно) история крепостной актрисы и тупейного художника - это во-вторых. И в-третьих - все происходит прямо рядом с тобой, можно актеров буквально потрогать - так все близко, будто ты и правда оказался в усадьбе графа Каменского каким-то чудом и наблюдаешь все лично.
Для нас играли:
Основатель театральной системы - Эдуард Йоонас
Мальчик - Никита Кашеваров
Граф - Эдуард Флёров
Бабушка Любовь Онисимовна - Евдокия Германова
Аделина (Люба) - Дарья Дуженкова
Лубянский гример Аркадий - Кирилл Клименко
Примадонна Луиза/доярка/Таис (Танька) - Татьяна Козлова
Мадлен (Матрена) - Светлана Мотолыгина
и другие :)
Здесь еще пикантность в том, что рядом на равных играют как заслуженные актеры, так и вчерашние выпускники театральных вузов или вовсе из "параллельных сфер" - кино, спорт, вокал и прочее. Как ни странно, это даже прибавляет какой-то достоверности всему происходящему, пожалуй.
Что было плюсом лично для меня:
- несмотря на нахождение зрителей практически в центре действия, никакого "интерактива" не было. Я лично очень рада. когда можно оставаться наблюдателем, зрителем, а не служить реквизитом для актеров :)
- специально оговаривают, что фотографировать можно :)
- виртуозно справились с задачей "размазывания" спектакля по усадьбе: в каждой точке свет, звук - все на высоте, везде все очень качественно и красиво оформлено, продумано так, чтобы всей группе зрителей было все видно, слышно. красиво и понятно. Пока ты зритель, про такое как-то не думаешь, а потом понимаешь, как повезло-то, на самом деле! :)
- живая музыка
- два часа действия грамотно поделены на примерно равные части: сначала вы ходите по усадьбе вслед за актерами и смотрите все стоя, соответственно. А потом все проходят в зал и смотрят уже как настоящие зрители - сидя в удобных креслах.
- зал, кстати, кажется удобным, не слишком широким (боковые места не страдают) и с подъемом.
В общем, устать и заскучать за два часа не успеваешь, конечно.
Так что подаренный зрителям Эдуардом Бояковым бонус - экскурсию по усадьбе, - мы тоже не пропустили! Не знаю, будут ли и дальше практиковать экскурсии (мы были 14 января - то есть был как бы "старый новый год"), но если будут - соглашайтесь :) Экскурсовод Олег Стребков прекрасно рассказывает (если не ошибаюсь, он из музея МХАТ). Конечно, за столь короткое время слегка все же утомленным и полным впечатлениями зрителям все-все-все про усадьбу не изложишь, но основное мы узнали :) И что современный вид здание обрело после перестройки в 1787 году. Что великолепный камин создан по проекту Врубеля и "засветился" в фильме "17 мгновений весны". И что, согласно городской легенде, Наполеон провёл в здании две ночи и очень полюбил усадьбу. И что к 1840-му бывшая усадьба Салтыковых стала одним из главных культурных центров Москвы, здесь бывали Александр Пушкин, Николай Гоголь, Василий Жуковский, Михаил Загоскин, Михаил Щепкин, а также Григорий Данилевский, Лев Толстой и Константин Циолковский. и другие. Вот не буду пытаться пересказывать все, покажу еще несколько фотографий. Красота же! Даже учитывая то, что залы слегка (и не слегка) приукрашены к спектаклю ))