Отзывы о "Театральный музей им. А.А. Бахрушина"
ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ им. БАХРУШИНА
Продолжаем знакомится с музеями любимой столицы .
Сегодня мы начнём не с экспозиции, потрясающе интересной , а с самого дома- истинного архитектурного шедевра, и знакомства с русским купцом, меценатом и благотворителем Алексеем Александровичем Бахрушиным
Бахрушины перебрались из Зарайска в Москву на телеге, самого маленького сына везли в корзине.
Неустанный труд, и коммерческая смекалка скоро делают их миллионерами .
В истории Москвы их имя было знаменито и как имя знаменитых благотворителей.
На деньги Бахрушиных на Софийской набережной вырос дом, где было 456 однокомнатных «бесплатных квартир» имени Бахрушиных для бедных вдов с детьми и девушек-сирот. В нем бесплатно проживало две тысячи человек, было два детских сада, училище и ремесленные мастерские.
После революции все здание заняли учреждения.
Вдоль Стромынки стоят корпуса клинической больницы, построенной Бахрушиными. Эта больница раньше называлась их фамилией.
До революции братья успели построить дом для престарелых артистов, ремесленное училище, богадельню, приют и колонию для беспризорных…
Архитектором, строящим для этой семьи, был Карл Карлович Гиппиус, обратите внимание на здание я вер кая 10, это им же построенный для Бахрушиных доходный дом .
Замечу, что после революции архитектору строить не давали и неизвестна даже дата его смерти .
Вернёмся к особняку . Здание изначально проектировалось с музеем в цоколе .
Верхний этаж — парадная анфилада комнат и жилые помещения.
В 1896-м семья переехала в новый дом , который быстро окрестили «Версаль на Зацепе», - уж слишком необычной и яркой была его архитектура .
Парадная анфилада была выстроена в эклектичном стиле.
Готический парадный вестибюль освещался удивительными фонарями. ( при реконструкции из не восстанавливали , поскольку сейчас перекрытия дома этого не выдержат )
Именно здесь появилась первая в Замоскворечье электрическая лампочка
В парадной гранённой столовой фонари были в виде домиков с горящими окнами, выполненными из витражного стекла.
Двери дома были открыты для посетителей. Экспонаты показывал сам хозяин или его супруга.
Интересно, что в декоре всех интерьеров дома есть чертополох. Шотландскими цветами были украшены и парадный вестибюль, и граненая столовая, и гостиная и фриз.
Вероятно , успей Бахрушин получить дворянство , чертополох был бы на его гербе
Он был гласным городской думы и почетным московским гражданином. Он присутствовал на коронации Николая II
О музее и его экспозиции я напишу следующий пост , а пока о самом Бахрушине
В 1913 г Он передал музей государству. Музей стал общедоступным и назывался «Литературно-театральный музей Императорской Академии наук».
Было торжественное собрание в честь этого события . Присутствовал весь цвет общества .
Но , как всегда в моих рассказах - наступила революция .
Бахрушины никуда не эмигрировали. Поскольку их дом стал музеем ещё ДО революции - Они помогали коллекционерам, принимая на сохранение их собрания.
Только хорошие отношения с Луначарским спасли музей от ликвидации .
Нарком просвещения давал музею различные охранные грамоты, которые спасли его от разграбления.
Но , тем не менее , музей был под подозрением - ведь посвящён он был императорскому театру 🤔. А двуглавый орёл на обложке Книги отзывов репутации не улучшал.
Кстати , после конфискации всего состояния - Бахрушин получал зарплату 43₽ как директор Музея .
Музей уплотняют , отнимают постепенно здание за зданием , в 29-м г Бахрушин умер.
Через несколько лет - новая опасность — первый генплан развития Москвы, по которому малоэтажные особняки сменяет сталинский Ампир.
Гениальный Шухов всеми силами пытался его спасти , но Снос дома был назначен на конец июня 1941 г.
А 22 июня началась война.
Дом уцелел, но бомбили этот район постоянно - здесь же вокзал !
От взрывов погибли витражи граненой столовой , коллекцию спустили в подвалы .
Наверху сначала находилось НКВД, потом часть противовоздушной обороны.
В эти годы , конечно, Здание не топилось, интерьеры разрушались и гибли .
На этом злоключения красивейшего особняка не закончились . В 60-ые г хотели выделить его под посольство одной из прибалтийских республик.
Есть Дневники главного хранителя музея , где он подробно описал его состояние : были разломаны все кафельные печи и знаменитые камины, тоже украшенные чертополохом.были уничтожены почти все интерьеры, кроме парадного входа .
В 2000-е г создаётся проект реставрации, оказалось , что в фондах узел хранятся подлинные чертежи Карла Гиппиуса.
А о том, что где располагалось из обстановки , вы удивитесь , рассказал план по сносу дома перед войной . Перед уничтожением все подробно зафиксировали .
Во время реставрации музей не закрывался и все делалось поэтапно .
Вот эти потрясающие фотографии с зеркальным столом - Граненая гостиная , ее открыли только этой весной .
И это обязательно надо видеть .
Так же отреставрирован перадный вход - там так красиво .
В музее рассказывают о нем как признаются в любви .
Прсмотрите в гранёной гостиной и на фриз с чертополохами, на буфеты, которые изготавливались специально для неё
Пусть 100 продолжений 🤯🙄, но я напишу где их реставрировали :Один - в мастерских Грабаря, другой возвращал музейный реставратор Алексей Голиков. Хочу , чтобы его имя здесь было .
А реставрация - это и боль , и радость , под слоями штукатурки нашли дверной звонок немецкой работы с кнопочкой, которая действует. Там латунные накладки, латунные гвозди как шишки. Представляете,- его касались все, кто входил в музей .
А вот такое ничем , кажется , не примечательное место, как касса .
А между тем , это не так давно найденная секретная комнатка , долгие годы о ней не знали )))
Посмотрите в главном входе на ткани, гвоздики , на ворота с металлическими, но совсем живыми маками , на витражи - и представьте сколько любви было вложено в создание всей этой красоты , а затем и в возвращение .
Это счастливый дом - в нем работают те, кто его любят .
💥💥💥💥
Вам ждут : ежедневно с 11:00 – 20:00 , кроме пн
Стоимость : полный-300₽, льготный- 150₽
Стоимость экскурсий уточнять на сайте музея