Музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева
Музей древнерусской культуры и искусства расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря XIV века.
В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 году был погребен. До 1950 года в музее находился архив Министерства государственной безопасности. Когда Рублева официально признали великим русским художником, лучшего места для его музея было не найти. Указ о создании музея был принят советским правительством в 1947 году в годовщину 800-летия Москвы.
Первоначально в фондах находились только копии и фотографии. Потом сюда стали поступать иконы, списанные по ветхости из провинциальных фондов, снятые со стен фрески. Сейчас в музее более пяти тысяч икон, и среди них есть работы Дионисия. Кроме иконного фонда, музей владеет собранием иконных окладов, литургических предметов, предметов декоративно-прикладного искусства и рукописных и печатных книг (в том числе — богослужебных и певческих старого обряда).
На территории музея работает уютное кафе-трапезная, а на четвертом этаже постоянной экспозиции можно посетить концерты классической музыки.
Отзывы о «Музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева»
Архитектура в стиле модерн, живопись в стиле модерн, скульптура, интерьер, ювелирные украшения в стиле модерн мне давно знакомы! Но иконы в стиле модерн поразили меня невероятно!
Выставка именно таких икон сейчас проходит в Музее имени Андрея Рублева, называется она "Модерн в русской иконе", и я на ней побывала с экскурсией. Мне невероятно повезло, поскольку экскурсию эту провела Жанна Григорьевна Белик, заведующая отделом экспертизы, куратор этой выставки. Вообще должна отметить, что в Музее имени Андрея Рублева выставки всегда безумно интересные, а экскурсоводы умеют зажечь пламя интереса даже в тех посетителях, которые никогда не смотрели на иконы как на предмет искусства. И я была в числе таковых до выставки "Тверская Атлантида", прошедшей здесь же этой зимой, но теперь полностью поменяла свой взгляд. Тем более, эпоха была очень духовной, и в то время был очень важен сам человек и его личный духовный опыт, и поэтому изображалось в том числе много малоизвестных святых. На выставке можно увидеть одного из них - патронального святого архиепископа Павлина (в миру Петра Кузьмича Крошечкина) - святителя Павлина Ноланского.
Историю модерна в русской иконописи нам начали с рассказа о живописи великих художников - Васнецова, Нестерова, Врубеля, развивающих в своем творчестве и религиозную тему. Так постепенно и очень доходчиво нас погружали в уникальный этап русской иконописи и, в целом, истории. Например, я открыла для себя, что именно Николай II, изучение личности которого так увлекает меня уже долгие годы, обозначил перед деятелями культуры, перед художниками основную идею развития творчества как "создание образа Святой Руси". К тому же, я почерпнула для себя несколько интересных фактов. Один из таких заключается в том, что в иконописи было очень важно сохранение всех деталей, поэтому теперь иконы по праву считаются документальными источниками информации. Также ставилась такая задача как создание национального типа святости, принципиально отличающего образы русских святых от европейских. И если сравнить, что нам и предложили сделать на экскурсии, то в глаза сразу бросается разница - различные образы, различная одежда, различная архитектура и даже пейзаж.
Стиль модерна постепенно проникал в русскую икону, привнося в нее свои различные элементы, поскольку не может быть резкого перехода от одного стиля к другому за один день. Какие же элементы характерны для модерна в духовной живописи начала прошлого века? Во-первых, сакрализация пространства, погружение в атмосферу через пейзаж и архитектуру, а также психологизм самих персонажей. Например, обычно ангелов изображают безэмоциональными, поскольку это представители другого духовного мира, и человеческие чувства и эмоции им не присущи. Но, например, на картине Вильгельма Котарбинского, русского художника польского происхождения, ангелы на Голгофе, на месте самых страшных мук Христа, изображены с очень сильными эмоциями. Художник делает акцент именно на атмосфере, подчеркнув трагичность места, показав, что даже ангелы плачут здесь. Во-вторых, модерн, как всем известно, характерен обилием природных и растительных мотивов в выборе орнамента. Если посмотреть на рамы и оклады представленных на выставке икон, на них можно найти изображения не только растений, но и даже мифических существ. В-третьих, модерн - это всегда сочетание разных материалов, поэтому мы видим сочетание дерева, серебра, эмали, разных техник, создающих неповторимое обаяние модерна.
Редко, когда можно встретить такие уникальные экскурсии, которые слушаешь с огромным интересом, параллельно расширяя свои познания в разных областях. Еще на выставке я увидела подписной эскиз Виктора Васнецова с изображением Святителя Алекси́я, митрополита Московского. И еще Жанна Григорьевна рассказала нам интересную историю об иконописцах Иосифе Панкрышеве, который вопреки пословице "Где родился, там и пригодился" кардинально изменил свою жизнь и вписал свое имя в историю иконописи, переехав в Сибирь, и Николае Грибкове, который в документах представлялся то Грибковым, то Емельяновым, меняющим фамилию по своему желанию. А еще мы узнали, как русский коллекционер победил на аукционе Лувр, выкупив два из трех уникальных складней, понимая их невероятную историческую и культурную ценность. Также с удивлением узнала, что доски, на которых писались иконы, использовались многократно, поскольку не было возможности восстановить изображение из-за потемнения олифы, и максимальное число слоев, которое снимали реставраторы - семнадцать! И когда из-под многочисленных слоев начали проявляться древнерусские иконы, стали создаваться иконы в древнерусском стиле. А еще я поняла, что модерна может быть слишком много. Это психологически сложный стиль, и если модерн в образе, в изображении сочетать с модерном в раме иконы, икона становится излишне эмоциональной и теряет свою спокойную привлекательность, какую мы ищем, приходя в храм. Поэтому лично мне очень импонируют иконы, где модерн присутствует лишь в некоторых элементах. Невероятно, но на выставке присутствует даже икона мастерской Карла Фаберже! Но сколько бы ни было модерна в иконе, все равно это уникальное явление в истории искусства и религии. Ведь, например, посетители из Иерусалима, которых не удивить иконами даже 12 века, были в восторге от неповторимости икон на этой выставке.
А пока я полностью не пересказала всю экскурсию, все же попробую закруглиться, хотя, честно говоря, хочется поделиться каждым словом, ведь было так интересно! Искренне советую вам успеть на эту потрясающую выставку. А если не успеете, то на следующую, потому что все выставки в Музее имени Андрея Рублева потрясающие, особенно, если осматривать их с экскурсией, чтобы погрузиться в тему, понять иконопись и постичь ее уникальность. Остаться равнодушными к иконам как к предмету искусства после просто невозможно!
Выставка "Модерн в русской иконе".
Одним из посетителей этой выставки был священник из Иерусалима. И когда гид водит его по собранию Музея Рублева, показывает с гордостью иконы XIII века, то тот отвечает,мол, ну да, хорошо, но у нас XIII век в коридорах висит, так-то есть и XII в., и X в. чуть ли не VIII в. Но когда он попал на эту выставку, то был в полном восторге. "У нас такого в принципе нет!!!".
Модерн в иконописи, может, не так ценен своей историчностью, как те древние иконы, но он безмерно красив, плюс ооочень немногочислен. Просуществовал недолго.
Плюс революция не только прекратила иконопись как таковую (и модерн в ней), но и уничтожила огромное количество икон.
И изюминка этой выставки то, что такую "подборку" икон нигде не увидеть - всё собиралось по разным местам и в основном по частным коллекциям. Например, в самом музее Рублева было лишь 7 предмета стиля модерн, на выставку в итоге попали 4...
А ювелирные изделия?!! Совершенно сразили "клетчатые" оклады, видимо, вдохновлённые витражами католических храмов. И именно в тот период изделия русских мастеров выкупали для продажи у себя магазины Картье и Тиффани.
И возможность перерабатывать и европейские примеры (те же византийские мозаики в Равенне), и старинные отреставрированные русские иконы (а тогда реставрация в современном понимании только появляется), в том числе вдохновляли стиль модерн в русской иконе.
Огромное спасибо за интереснейший рассказ нашего экскурсовода Жанну Григорьевну Белик. Очень ценно было услышать и истории самих экспонатов.
Теме "Модерн в русской иконе" посвящена интереснейшая выставка, работающая в Музее имени Андрея Рублева. Выставка небольшая, но чрезвычайно насыщенная, здесь можно долго бродить, всматриваясь в представленные экспонаты: в иконы, оклады, складни, киоты, кресты и лампады.
Но еще интереснее побывать здесь на экскурсии, особенно кураторской экскурсии. А если экскурсию проводит заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Жанна Григорьевна Белик, то считайте, что вам повезло. Вам удастся увидеть, понять и разглядеть мельчайшие детали и признаки модерна на представленных здесь иконах: декоративность, плавность линий, множество орнаментов и украшений, растительные и природные мотивы.
Жанна Григорьевна поведает вам о реставрации икон, о причинах проникновения стиля модерн в иконопись, расскажет интереснейшие биографии некоторых экспонатов, и об их путешествии во времени и пространстве. Некоторые истории настолько наполнены неожиданными поворотами судеб владельцев и экспонатов, что просятся на страницы детективного романа.
В каждом слове, фразе, интонации Жанны Григорьевны видна невероятная увлеченность и любовь к своему делу. Только человек, знающий очень много, может донести до случайных экскурсантов информацию настолько тонко и артистично, что хочется слушать и узнавать, и даже вернуться на выставку, чтобы рассмотреть все еще раз спокойно без суеты.
На выставке "Модерн в русской иконе" представлены экспонаты из Музея христианского искусства Московской духовной академии, Музея русской иконы имени Михаила Абрамова и частных коллекций. Здесь экспонируются художественные полотна Васнецова, Нестерова, Котарбинского. Даже можно увидеть такую редкую вещь, как икона работы Фаберже, который иконами обычно не занимался. Внимание привлекает и чудесный оклад, вышитый мельчайшим бисером, настолько мелким, что не существует игл, при помощи которых его можно было бы нанизывать - вышивальщицы пользовались волосом.
Выставка открыта до 20 августа, так что поспешите: время летит быстро, пропустите - потом будете жалеть. Да и просто приятно побывать летом на территории Спасо-Андроникова монастыря, полюбоваться древнейшим Спасским собором, пройтись по гульбищу на крепостной стене, так вкусно пахнущему свежим деревом. А еще я обнаружила на территории бывшего монастырского погоста могильную плиту с именем Федора Волкова, основателя русского театра, режиссера, актера, художника и предпринимателя.
На майских каникулах открыла для себя новое место. Неожиданное. Музей Андрея Рублева, который располагается в Спасо-Андрониковом монастыре. В центре Москвы внезапный островок тишины. Правда, будто портал. Заходишь через ворота и оказываешься в ином измерении, где все замедляется и успокаивается. Конечно, и погода внесла лепту в состояние. Солнце, тепло, первая зелень и весенняя дымка усилии эффект. Кстати, говорят, если бы мы пришли несколькими неделями раньше, то застали бы подснежники, которые цветут прям на территории монастыря. И вообще привычного прилизанного газона на дворовой территории специально нет, чтобы было разнотравье. Это прекрасно и как-то по-настоящему.
До 29 мая выставка “Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве”. любопытная. Экскурсии по понедельникам, вторникам в 18.30, по пятницам и выходным - 17.00
Кстати в благодарность за труд в условиях пандемии медицинским работникам вход бесплатный.
А еще там прекрасная трапезная. И уже даже летняя веранда должна быть. Когда я была ее только устанавливали.
<p>
Где находится самое старое московское здание и похоронен Андрей Рублев? Где можно послушать ренессансную и барочную музыку прямо под куполом, на верхнем ярусе старинной церкви? <a href="//www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/69012">ЧИТАТЬ ЦЕЛИКОМ</a></p>