Отзывы о "Государственный музей Л.Н. Толстого"
«Евгений Онегин» звучит в «Музее Льва Толстого»
Скажите мне, только честно: любят ли ваши дети и внуки-подростки учить наизусть длинные отрывки из «Евгения Онегина»? Предполагаю, что у большинства из вас ответ будет отрицательный.
Но не спешите ругать детей: вспомните себя, любимых, в их возрасте. Мало кого судьба в лице Наробраза одарила учительницей литературы, умевшей так преподать Пушкина, что стихи его стали любовью на всю жизнь!
Сегодня, в День рождения великого поэта, побывала я в гостеприимном «Доме-музее Льва Толстого» на литературно-музыкальном спектакле «Пушкин. Евгений Онегин. Заключительные главы». Представлял его «Московский Театр Чтеца», и скажу вам честно: если бы ваши дети и внуки, старшие школьники, на спектакле этом побывали — никаких фраз «скучно», «неинтересно», «не запоминается» и «мне это в жизни не пригодится» — вы бы точно от них не услышали. Ибо роман в стихах великого поэта нужно читать так же, как и писал его Александр Сергеевич: талантливо, вдохновенно. Чтоб перед зрителями Муза являлась, да тонкими крылышками помахивала, на творчество вдохновляя.
Именно так прочли нам окончание романа великолепные чтецы Василий Соловьев-Седой (мл) (Евгений Онегин) и Александра Хорунжая (Татьяна).
Мы с подругой просто заслушались! Так образно, ярко передавать мысли, чувства и переживания своих персонажей могут только очень талантливые артисты. Татьяна — сначала молодая, растерянная девушка, посланная маменькой в Москву на «ярмонку невест» и приглянувшаяся там толстому генералу. Ей совершенно все равно, за кого выходить замуж, раз уж не получилось стать женой любимого человека…
Проходит время, и она преображается у нас на глазах: никакой растерянности у неё уже нет. Перед нами не «дикая» девочка, а красивая и уважаемая всеми светская дама. Да, она продолжает любить Онегина, но это чувство никогда не заставит ее изменить мужу.
Совсем другим становится и сам Онегин, что прекрасно показывает нам исполнитель его роли. Явившись на бал после долгого своего отсутствия в свете, он сперва, как и прежде, равнодушно оглядывает все общество. Видит интересную даму… Узнаёт— и не узнаёт Татьяну… Влюбляется в неё… Объяснение между ними… Не судьба!
Классические композиции Шуберта, Скрябина, Скарлатти, Шопена, Рахманинова, виртуозно исполненные лауреатом международных конкурсов Александрой Котляревской, являются неотъемлемой частью этого спектакля. Музыка становится более громкой и ритмичной вместе с ростом чувства, овладевшего Онегиным. А иногда — и тревожной. И это не случайно: только что мы узнали, что Евгений едва не свихнулся, поняв, что Татьяна совершенно не замечает его страсть.
И наконец — финальные аккорды! Звучит мощная «Баллада #1 ре минор» Брамса. И мне кажется, что я слышу спокойный, уверенный голос Татьяны, объясняющей Онегину, почему ему не стоит больше ей писать. Но, конечно, спокойствие героини романа — лишь внешнее. Ещё минута — и фортепьяно запоёт, заплачет. И разразится наконец, настоящей бурей невысказанных чувств…
Финал у романа «открытый», и Пушкин, несмотря на советы друзей, дописывать его не собирался. И пусть читатели сами додумывают, какая судьба ожидает в дальнейшем героев. «Хэппи энд» с Татьяной, сбежавшей от мужа к Онегину, согласитесь, больше подошёл бы голливудской мелодраме, чем пушкинскому шедевру. Да и не верится мне что-то в постоянство чувств главного героя романа…
Ну надо же, сколько интересных мыслей навеял мне этот литературно-музыкальный спектакль! Я от души советую родителям старших школьников, а также бабушкам и дедушкам взрослых внуков обратить внимание на «Театр Чтеца». Здесь читают нашу великую классику необычайно талантливые артисты. С ними любое «школьное» произведение становится интересным. А бессмертная музыка не только «иллюстрирует»мысли и чувства героев, но иногда и досказывает то, о чем умолчал автор.
Всем известно, каким высоким, русским литературным языком написаны произведения "Анна Каренина" или "Война и мир". Но многие ли знают о личности писателя? Он играл в шахматы, теннис, катался на велосипеде, поддерживал хорошую физическую форму. Любил уединенные прогулки верхом. Однажды, живописец Касаткин, стал свидетелем, с какой ловкостью 69-летний Толстой делает вертикальный шпагат(!) при посадке на лошадь, так появилась серия снимков «Л.Н.Толстой садится на лошадь».
Писатель много общался с простым народом. После того, как в газете Толстой увидел сообщение о казни 20 крестьян, приговоренных к смерти за разбойное нападение на усадьбу землевладельца, выходит самая известная его статья «Не могу молчать». На редакторов накладывают штрафы, типографии закрывают.
На выставке есть книжный шкаф, где собраны издания известные читателю 1908 года, но большинство из них были запрещены и выходили нелегально. Более 3000 газетных вырезок с диссонансными взглядами на чествование Толстого по случаю 80-летия. Одни предлагали выпустить полное собрание сочинений, поставить памятник, другие - крупная монархическая организация и представители церкви, были резко против из-за критики в их адрес.
Но несмотря на все запреты и разногласия, 28 августа в Ясную Поляну пришли сотни телеграмм и писем. Одно - от тульских телеграфистов, сообщало, что они провели бессонную ночь за приемом корреспонденции, выразившей всю любовь народа к великому писателю!
Один из залов посвящен интересным письмам и поздравлениям от самых разных людей. Табачная фабрика присылает в подарок коробку табаку, но давно некурящий Толстой отсылает табак обратно, оставив себе лишь коробку, чем вызывает огромное сожаление родных еще не избавившихся от вредной привычки. 100 кос для раздачи крестьянам (подарков для крестьян приходило много) и одну для самого Льва Николаевича прислал производитель Фишман с запиской: «Я увидел на фотографии, что у Вас источилась коса!» и хотя на тот момент Толстой уже не косил, эта коса сохранилась в Ясной Поляне. Трогательное письмо пришло от заключенных Владивостокской тюрьмы. Но были и негативные «поздравления». Одна женщина, подписавшаяся как «русская мать», прислала веревку в ящике, с комментарием «правительство не может этого сделать, сделайте это сами».
Такая выставка - возможность сравнить как изменилось общество спустя более 100 лет, пофилософствовать, узнать массу интересных фактов и наконец определить для себя где поставить запятую "Праздновать нельзя запретить".