Алексей фон Явленский
Русский живописец-экспрессионист Алексей фон Явленский
Алексей Георгиевич Явленский — потомственный офицер, сменивший погоны на палитру и кисти. С 1890 года он совмещал военную службу с учебой в петербургской Академии художеств. Постепенно авторитет Ильи Репина уступил увлечению авангардной художницей Марианной Веревкиной. Дальнейшие творческие поиски привели Явленского и Веревкину в Мюнхен, куда к тому времени уже перебрались многие известные русские художники: Василий Кандинский, Давид Бурлюк, Игорь Грабарь, Дмитрий Кардовский.
В начале XX столетия Явленский навсегда отошел от реалистической традиции в живописи. Но эпоха экспериментов и поисков собственного стиля продолжалась более десяти лет. За эти годы мастер пережил увлечение Ван Гогом, Сезанном, фовизмом и творчеством Матисса, с которым познакомился в1905 году. Влияние Матисса ясно ощущается в таких работах, как «Натюрморт с фруктами, статуэткой и бутылкой» (1907) или «Натюрморт с цветной скатертью» (1910). Уже в этот период художественной манере Явленского присуща динамичная, выразительная линия и яркая, насыщенная палитра. Эти характерные черты легко угадываются в картине «Женская голова с красной щекой»(1912-1913).
Около 1914 года, когда Явленский перебрался из охваченной войной Германии в Швейцарию, окончательно сформировалась его художественная манера. Мир художника теряет конкретные детали и ненужные подробности. Свое обобщенные образы мастер называет вариациями, которые он сам делит на пейзажи, натюрморты и «головы». Женские головы — излюбленный жанр Явленского. Созданная несколькими взмахами кисти «Женская голова» (1916) не претендует на очевидное портретное сходство, но выражает саму сущность персонажа. С годами в его мистических женских лицах с огромными, широко распахнутыми глазами все яснее ощущаются отзвуки православной иконы: «Я русский по рождению, и моей славянской душе всегда были близки древнерусское искусство и иконопись...Моя работа — это моя молитва, страстная молитва, высказанная красками».
В 1921 году художник вернулся Германию и обосновался в Висбадене. Восемь лет спустя у него обнаружили прогрессирующий паралич. Тогда же появляется серия абстрактных портретов «Медитация», которые считаются вершиной творчества мастера. Картина «Лицо Спасителя» — яркий пример того, как окончательно избавляясь от ненужных деталей, человеческое лицо превращается в аскетический лик, где линии носа и бровей напоминают контуры креста.
Когда художника переставали слушаться пальцы, ему приходилось привязывать кисти к рукам. Так за последние три года творчества он создал более полутора тысяч работ. Но в 1933 году нацисты запретили Явленскому заниматься живописью, а в 1937 его конфискованные работы были показаны на печально известной выставке «Дегенеративное искусство».