Анатолий Зверев
Непризнанный в нашей стране в советские времена художник, уже в середине шестидесятых был известен на Западе.
В 1965 году в Париже в галерее «Мотте» с большим успехом прошла первая персональная выставка А. Зверева. Пикассо называл его «лучшим русским рисовальщиком». В Советском Союзе о нем в те годы знал лишь узкий круг его друзей. Многих шокировала его эксцентричность, внешний облик, образ жизни, бездомность, боязнь толпы, милиции, всего официального, его манера работать всем, что есть под рукой – ножом, кусочком свеклы, даже просто пальцами. «Настоящий художник, - говорил А. Зверев, - если у него нет нужного цвета, должен уметь использовать кусок глины или земли». Диапазон тем Зверева был необычайно разнообразен. Он и портретист, и пейзажист, и анималист. Особенно удачны его портреты. Изучая пристально, но при этом как бы между прочим, натуру, он как угодно мог ее деформировать, сохраняя вместе с тем ее внутреннюю суть. Научить этому невозможно, это дается Богом. При всем разнообразии творческого почерка, Зверев оставался всегда самим собой, и его руку можно узнать всегда. Признание пришло к художнику уже после его смерти. В 1989 году состоялась посмертная персональная выставка Анатолия Зверева в России (Москва – Ленинград – Минск). Сейчас его работы хранятся в крупнейших музеях страны: Государственной Третьяковской галерее, Музее современного искусства на Петровке; создан Зверевский центр современного искусства.