Астор Пьяццолла
Выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название нуэво танго (nuevo tango).
Выдающийся аргентинский музыкант и композитор Астор Пьяццолла родился в 1921году в Маар-дель-Плата. На своей родине Астор Пьяццолла был известнее как «Великий Астор» («El Gran Astor»). Детство свое провел в Нью-Йорке, где научился игре на аккордеоне, тут же брал уроки у ученика Рахманинова — венгерского композитора Белы Вильда, к которому Астор Пьяццолла относился с восхищением и благодаря которому , по его словам, «полюбил Баха».
Пьяццолла также известен как непревзойденный мастер игры на бандонеоне; свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами.
В 1935 году Астор Пьяццолла снялся в фильме «День, когда ты меня полюбишь».
В 1937 году Пьяццолла возвращается в Аргентину, играет в различных клубах с разными музыкантами. Он берет уроки у Альберто Хинастеры, а в 1946 году собирает свой первый оркестр «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр».
В 1950 году в США выходит его первое произведение «Портовая рапсодия».
Симфония Пъяццоллы «Буэнос-Айрэс» в 1953 году удостоена премии Фабиана Севицкого, а в следующем году эта симфония номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса.
В 1952 году Астор Пьяццолла удостоен премии композиторов Франции, а правительство страны предоставляет дарованию стипендию для обучения в Париже у Нади Буланже.
По окончании обучения, Астор Пьяццолла создает 2ансамбля — Струнный Оркестр и Октет Буэнос-Айреса, творчество этих оркестров производят настоящую бурю в мире музыки.
Вскоре Астор Пьяццолла уехжает в Нью-Йорк, где работает аранжировщиком, а через два года возвращается в Буэнос-Айрест, где создает квинтет. В это время Пъяццолла убеждается, что танго это не только музыка для танцев, но это музыка, которую можно просто слушать.
В 1963 году Пьяццолла получил музыкальную премию Hirsch, написал произведение «Три смифонических движения».
С 1965 года Астор Пьяццолла работает с Хорхе Луисом Борхесом — пишет музыку к его стихам. В этом году выходт диск Астора Пьяццолла «Танго». Потом пишет опериту «Мария из Буэнос-Айреса», затем сочиняет пьесу «Тангасо», «Танго Шесть», «Милонга ет Рэ».
В 1969 году Астор Пьяццолла пишет произведение «Баллада для безумца», которое получило всемирное признание.
В 1970 году Астор Пьяццолла уезжает в Париж и вместе с Феррером создают ораторию «Молодой народ». Премьера оратории была в Сарбруке.
1971 год — Астор Пьяццолла создал группу «Ансамбль Девяти».
В 1972 году Астор Пьяццолла начинает свою работу в Театре Колон, также пишет музыку к «Последнее танго в Париже», «Джин и Поль», «Предпоследний», «В Сантьяго идет дождь», а 1986 году вместе с Гэри Бёртоном Пьяццолла записывает «Сюиту для вибрафона и новый квинтет танго».
Пьяццолла совместно с Лало Шифрин и St Lukes Orchestra записал «Концерт для аккордеона», Три танго для аккордеона с оркестром и «Сюиту Пунта дель Эсте». С Kronos квартетом музыкант записал сюиту Five Tangos Sensations, которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений классической музыки.
В 1990 г. маэстро исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано «Большое танго». Это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене Театра Колон на концерте памяти Пьяццоллы в 1994 г.
Астор Пьяццолла — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как «Пираньи» (Луис Берланга), «Генрих IV» (Марко Белоккьо), «Свет» (Жанна Моро), «Армагеддон» (Ален Жесуа), «Юг» и «Ссылка Гарделя» (Фернандо Соланас), а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».
В феврале 1993 г. в Лос Анжелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение Oblivion в категории «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала Oblivion как одно из лучших произведений Пьяццоллы.
Астор Пьяццолла умер в Буэнос-Айресе 4 июля 1992 г. в результате тромбоза мозговых сосудов, наступившего 4 августа 1990 г.
Среди его учеников — Ришар Гальяно.