Бернардо Бертолуччи
Итальянский кинорежиссер, выступавший в 1960-е годы как последователь Годара и Пазолини. Увлекался коммунизмом и фрейдизмом, тонко переплетал в своих фильмах социальные с интимные темы. Во многих лентах Бертолуччи обращался к табуированным формам человеческой сексуальности — инцесту, триолизму, гомосексуальности. Постоянно сотрудничает с оператором Витторио Стораро, прозванным итальянскими критиками «богом светотени».
Его отец — поэт, известный искусствовед, составитель антологии и кинокритик Аттилио Бертолуччи, а младший брат — режиссер и драматург Джузеппе Бертолуччи.
Первой пробой работы в кино стали его любительские фильмы на 16-мм пленке — «Канатная дорога» (1957) и «Смерть свиньи» (1958). Во время учебы на философском факультете в Риме Бертолуччи познакомился с Пьером Паоло Пазолини, которому ассистировал на съемках фильма «Аккатоне» (1961).
После триумфального успеха фильмов «Конформист» (1970) и «Последнее танго в Париже» (1972) режиссер работал за пределами Италии, в том числе на буддийском Востоке, называя себя «скептическим буддистом-любителем». После встреченных критикой в штыки фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи надолго порвал с итальянской тематикой.
За фильм «Последний император» (1987), основанный на китайской истории, режиссер получил «Оскар».