Дэвид Финчер
Дэвид Финчер родился в городе Денвер, штат Колорадо, но вырос он в Калифорнии. Возможно, соседство с Голливудом объясняет его увлеченность кино с раннего детства. После просмотра вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969) Финчер решает связать свою судьбу с кинематографом и в восемь лет уже снимает собственные любительские фильмы.
В 18 лет, чтобы приобрести опыт участия в профессиональных киносъемках, Финчер трудоустраивается на студию Korty Films простым рабочим (в его обязанности входит перенос и установка камер). Вышедший на экраны в 1980 году второй фильм эпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны» «Империя наносит ответный удар» (The Empire Strikes Back), производит сильное впечатление на Финчера. Он поступает в компанию по производству спецэффектов ILM, принадлежащую Лукасу, где принимает участие в работе над картинами «Возвращение джедая» (Return of the Jedi, 1983), «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (Indiana Jones and the Temple of Doom, 1984) и «Бесконечная история» (The Never Ending Story, 1984).
В 1984 году Финчер получает выгодное предложение заняться производством рекламы на телевидении и покидает ILM. На новом поприще его ждет успех. Первый же рекламный ролик Финчера, заказанный Американским онкологическим обществом (American Cancer Society), привлекает внимание к режиссеру. В этом мрачном видео он показывает младенца, курящего в утробе матери. Новые предложения не заставляют себя ждать, Финчер снимает рекламу для таких известных компаний как Revlon, Nike, Pepsi, Coca-Cola и Levi's.
В 1986 году Финчер переходит на работу в студию Propaganda Films, где начинает снимать высокобюджетные музыкальные клипы. Среди работ режиссера — видео «Janie's Got A Gun» Aerosmith, «Love Is Strong» The Rolling Stones, «Freedom» Джорджа Майкла. Но наибольшую известность получает сотрудничество Финчера с Мадонной, для которой он создает видео на песни «Express Yourself», «Vogue». Многие считают, что эти клипы, и сегодня удивляющие своей открытой сексуальностью, одни из лучших в творчестве певицы.
Став известным режиссером, Финчер, тем не менее, периодически продолжает снимать музыкальные и рекламные видео, одни из последих его работ такого рода — клип на композицию «Only» группы Nine Inch Nails, коммерческие ролики для Hewlett-Packard и Heineken. В своих видеоработах Финчер руководствуется теми же принципами, что и в кино. Появление новых технологий меняет изображение, стоит лишь сравнить первые его работы и последние. То, с помощью чего сделана та или иная работа, зависит от совершенствования оборудования. Но все же полет визуальной мысли в рекламных и музыкальных клипах для Финчера значительно шире — в кино больше ограничений, накладываемых продюсерами, сценаристами и прочими участниками съемочного процесса.
Дебютом Финчера в большом кино становится картина «Чужой-3» (1992), которая продолжает фантастическую историю о Чужом, начатую режиссерами Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном. Во время работы над фильмом у Финчера возникают серьезные разногласия с представителями студии-производителя «Двадцатый век Фокс», в частности, режиссера не устраивает слабость предложенного сценария. Студию же не устраивали методы работы Финчера, слишком мрачное и бескомпромиссное видение истории Эллен Рипли, желание режиссера придать саге религиозный, клерикальный смысл. В итоге под напором руководства Фокс, Финчер покидает студию на завершающей стадии съемочного процесса. Студия доделывает картину без участия режиссера. Лента выходит в прокат и едва отбивает средства, затраченные на производство. Фанаты сериала также прохладно принимают фильм. До последнего времени среди поклонников Финчера и саги о Чужих ходили слухи о том, что существует альтернативная режиссерская версия картины. Но Финчер никогда не возвращался, этот факт подтвердился выходом специального DVD переиздания фильма «Чужой». На нем представлена расширенная версия картины — из нее частично можно понять чего же хотел на самом деле добиться Финчер. Также в буклете к изданию Фокс опровергает существование режиссерской версии и публично приносит извинения Финчеру. Тем не менее репутация не самого удобного для студий режиссера сохраняется за Финчером и по сей день.
После некоторой паузы, заполненной съемками музыкальных и рекламных видео, Финчер триумфально возвращается на большие экраны с триллером о серийном убийце «Семь» (1995). В этом фильме впервые в творчестве Финчера возникает образ большого американского города, в котором почти все время идет дождь и очень редко светит солнце, — в таком пространстве действуют герои этой и последующих картин режиссера. Лента получает прекрасные отзывы в прессе и становится одним из лидеров кассовых сборов 1995 года, и это несмотря на отсутствие так любимого американскими зрителями хэппи-энда. Финчер еще раз демонстрирует, что нетривиальные финалы картин — один из его излюбленных режиссерских приемов. Многие критики называют фильм «Семь» в числе лучших триллеров в истории кино, отмечая прекрасную игру актеров Кевина Спейси, Моргана Фримена и Брэда Питта. С последним у Финчера сложились теплые отношения на съемочной площадке, и с тех пор они являются близкими друзьями.
Кафкианский триллер «Игра» (1997) стилистически продолжает предыдущую ленту. Рассказанная Финчером история преуспевающего банкира, чья жизнь вдруг резко меняется после полученного на 48-летие необычного подарка, воспринимается некоторыми критиками как современная версия фильма нуар. В «Игру» же мечтает поиграть теперь каждый зритель, а концовка заставляет зрителей сомневаться и пересматривать фильм на видео неоднократно.
Самый громкий фильм Финчера — картина 1999 года «Бойцовский клуб», поставленная по мотивам одноименной книги Чака Паланика. В съёмках этой ленты снова участвует Брэд Питт, его герой Тайлер Дерден ведет непримиримую борьбу с обществом потребления, зачастую прибегая к террористическим методам. В «Бойцовском клубе» раскрывается сатирический талант Финчера, картина высмеивает мужские комплексы, некоторые реалии американской жизни (например, клубы взаимопомощи), современное искусство и многое другое. Странная политика компании-дистрибьютора и резко негативная реакция большинства американских критиков, обвинивших режиссера в пропаганде насилия и вандализма, способствуют провалу фильма во внутреннем прокате. И снова разногласия со студий Фокс — на этот раз по поводу главной проблемы Финчера — невозможности уложиться в бюджетные рамки. По этой причине Финчер так ни разу и не получает права окончательного монтажа. Какими были бы «Бойцовский Клуб» и другие картины Финчера на самом деле, зрителю остаётся только догадываться. В мире «Бойцовский клуб» делает неплохие сборы, кроме того, лента становится одним из лидеров видеопроката, так что, в целом, картина приносит неплохую прибыль. Фильм приобретает статус культового, извращённая философия саморазрушения Тайлера Дердена приходится по вкусу многим зрителям. После событий 11 сентября 2001 года финал «Бойцовского клуба» получает новое звучание. А Финчер заслуженно приобретает славу поэта своего поколения, главного режиссера поколения — того что описано в бойцовском клубе — человека способного на киноманифесты.
Подвергшийся за картину «Бойцовский клуб» всевозможным нападкам, свой следующий фильм «Комната страха» (2002) с Джоди Фостер в главной роли Финчер снимает не выходя за рамки жанра традиционного триллера. Режиссер разыгрывает ситуацию «женщина, попавшая в ловушку в собственном доме» по всем правилам голливудского кино. Лента делает хорошие кассовые сборы, но разочаровывает бо́льшую часть поклонников Финчера. Финчера ругают за непоследовательность и за то, что он отворачивается от тех кому посвятил Бойцовский Клуб.
Тем не менее, именно «Комната Страха» показывает то, на что способны современные технологии и способность Финчера довести картинку до совершенства с их помощью. Именно здесь присутствует тот самый знаменитый большой проезд, в котором камера залетает в замочную скважину, стены не представляют собой препятствия, а стекла полностью нарисованы на компьютере. Именно здесь становится важным не то, что снято, а как это снято. И нарушая порой законы реальности, Финчер ставит перед собой целью создать безупречную картинку и заставить зрителя погрузиться в происходящее и верить каждому кадру и движению героев.
В очередной раз Финчер поднимает главную тему своих картин — в современном мире можно расчитывать только на свои силы и никто тебе не поможет.
Позже Том Круз приглашает Финчера для съемок фильма «Миссия невыполнима-3», но вскоре увольняет его из-за разногласий, убеждая всех при этом, что он очень хочет поработать с Дэвидом.
С 2001 года Финчер начинает выступать в качестве исполнительного продюсера в проектах других режиссеров. Самый известный из них — «Короли Догтауна» (Lords of Dogtown, 2005) Кэтрин Хардвик — меланхоличный фильм о скейтерах семидесятых, рисующий картину целого поколения. Желание рассказать о немного другом поколении появляется у протеже Финчера — Фреда Дерста (солиста и фронтмена группы Limp Bizkit). И именно его Финчер приглашает в качестве режиссера. Фред Дерст восхваляет Дэвида в своих произведениях, а в режиссерских работах четко следует за его стилем, при том что Финчер постоянно учит Дерста режиссуре. В интервью они нахваливают друг друга и мечтают наконец поработать вместе. Тем не менее планы Фреда меняются и Финчер уже и сам готов снимать это кино, как вдруг на горизонте появляется Кэтрин Хардвик с ее дебютной картиной «Тринадцать» о трудной жизни подростков. Финчер восхищается ее особым визуальным стилем, который Кэтрин и привносит в «Догтаун». Фильм ждет полный провал в прокате — при том, что отзывы достаточно положительны.
Весной 2007 года на экраны после многочисленных задержек наконец выходит новый фильм Дэвида Финчера «Зодиак» — история о расследовании дела серийного убийцы Зодиака, совершившего в Сан-Франциско 37 преступлений за двенадцать лет. В основе картины лежат реальные события конца шестидесятых. Одну из главных ролей исполняет восходящая звезда американского кино . «Зодиак» — первая картина в истории голливудского кинематографа, полностью снятая на цифровую камеру Thompson Viper, которая записывает видео одним потоком без сжатия. В США фильм получает прекрасную прессу, однако оглушительно проваливается в национальном прокате, не собрав и половины из вложенных в производство средств. Однако, успех ленты среди кинопрофессионалов несомненен — «Зодиак» отобран для участия в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2007 года.
В декабре 2008 года состоялась премьера следующей картины Финчера — драмы «Загадочная история Бенджамина Баттона» по одноименному рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт в главных ролях. Картина была снята на Thompson Viper и продемонстрировала зрителю возможности современных технологий. В картине главный герой, которого играет Брэд Питт, проживает жизнь наоборот — то есть с возрастом молодеет. Снять подобное возможно только сегодня — Финчер делал дубли как с Бредом Питтом, так и с другими, более молодыми актерами, на лица которых было наложено лицо Бреда Питта. Возможности подобной технологии Финчер уже опробовал, сняв рекламный ролик для популярного в Америке брэнда попкорна.
В картинах Финчера прослеживается влияние Стивена Спилберга. И восхищение этим режиссером видно во всем творчестве Дэвида. Достаточно сказать, что именно Финчеру принадлежит знаменитая фраза — про челюсти.
Финчер очень дружен со Стивеном Содербергом и Спайком Джонсом — другими неординарными современными режиссерами. Финчер сыграл камео у обоих из них — у Содерберга в «Во всей красе», а у Спайка Джонса в фильме «Быть Джоном Малковичем».
Визуальный стиль Финчера всех удивляет и вызывает восхищение. Он самобытен настолько, что кто бы ни пытался копировать даже самые простые приемы Финчера (примеры существуют и в российском кино), терпят неудачу. У всех выходит безвкусно и нелепо. Поэтому в серьезном кино никто и не берется подражать одному из самых оригинальных режиссеров современного кино. Хотя его влияние, как и влияние Спилберга, нельзя недооценивать.