Дживан Гаспарян
Дживан Гаспарян появился на свет в 1928 году в армянском селе Солаг. В 1934-ом он впервые взял в руки дудук, а уже в 1948-ом выступил в составе национального самодеятельного ансамбля в Москве, где произошло историческое событие – юного виртуоза отметил сам Иосиф Виссарионович Сталин и подарил ему золотые часы. В 1956 году Дживана признали лучшим дудукистом Армянской СССР, и через год именно он представил республику на Фестивале молодежи и студентов в Москве. Этот визит Гаспарян считает одним из главных событий своей жизни – общение с музыкантами разных стран, обмен опытом здорово расширили его музыкальный кругозор. А в 1959-ом пришло настоящее признание и на международном уровне – Дживан получил золотую медаль ЮНЕСКО. В том же году он начал работать в Большом Театре. Несмотря на известные идеологические сложности, с которыми сталкивались в советское время все талантливые люди искусства, слава о маленькой дудочке прорывалась через железный занавес, как весенняя вода через плотину. Гаспарян еще трижды стал золотым лауреатом премии ЮНЕСКО – в 1962, 1973 и 1980 годах (в 2005 году та же организация признала игру на дудуке нематериальным достоянием человечества), и получил звание Народного артиста Армении.
Всемирная слава к дудуку пришла лишь с началом эпохи перестройки началась. В 1988 году приехавший в Москву Брайан Ино пригласил Дживана в Лондон, результатом чего стал первый альбом маэстро I Will Not Be Sad In This World, посвященный жертвам землетрясения в Спитаке. После развала СССР и передела власти в Армении Гаспарян вынужден был на долгих 4 года покинуть Родину. В свой американский период жизни Дживан начал писать музыку к кино в Голливуде, в частности, к фильму «Ворон» (1994). По возвращении он стал профессором Ереванской Консерватории, выпустив за 10 лет работы 70 (!) учеников. В 1998 году Гаспарян совместно с Майклом Бруком выпустил один из лучших альбомов в истории world-music – Black Rock, а также принял участие в записи саундтреков к фильмам «Последнее искушение Христа» и «Осада». Но самой заметной работой стала его 45-минутная импровизация на дудуке, которую удачливый композитор Ханс Циммер вставил в звуковую дорожку к фильму «Гладиатор» (2000) – и получил «Золотой Глобус» и номинацию на «Оскар».