Джордж Лукас
Родился 14 мая 1944 года в Модесто (Калифорния), окончил кинофакультет Университета Южной Калифорнии. За короткометражный фильм «TNX-1138» получил Гран-При Национального фестиваля студенческого фильма (1967). Был ассистентом Ф. Ф. Копполы на фильме" Люди дождя«, во время съемок которого снял два документальных фильма о процессе кинопроизводства.
Спилберг и Лукас называют себя «moviebrats» — «киноотродьем». Оба мультимиллионера — скромные, застенчивые люди, одевающиеся в одежду из супермаркета, оба лишены традиционных амбиций киноэлиты, и лучше чувствуют себя в кинозале, нежели на светской вечеринке. В своем понимании назначения кинематографа они также похожи. Но самым главным является то, что они стали инициаторами процесса, который перевернул представления Голливуда о том что такое современное кино, а их творчество стимулировало вхождение американского коммерческого кино в эпоху постмодерна. Первый полнометражный фильм Лукаса «TNX-1138», (1971), спродюсированный Френсисом Фордом Копполой за 750 000 тыс. долларов, и основанный на его же, Лукаса, одноименном студенческом 20 -минутном фильме, не принес ему финансового успеха, хотя был благосклонно принят критиками. "TNX-1138 «- киноантиутопия (или, как сейчас говорят «дистопия») в духе Замятина-Хаксли-Оруэлла — хорошо придуманная и снятая с минимумом спецэффектов, но с максимумом авторской фантазии, что дает повод многим критикам, раздраженным многомиллионными бюджетами его последующих фильмов, считать эту картину его лучшей работой.
Финансовая неудача, однако, Лукасу не понравилась: «После „TNX“ я понял, что должен либо делать кино, которое дает прибыль, либо сидеть и читать книжки. Мне не хотелось тратить энергию за 3000 долларов... мне не хотелось, чтобы меня содержала жена... и поэтому я решил сделать рок-н-ролльно-автомобильный фильм». Таким фильмом стали «Американские граффити» (1973) — один из первых фильмов в духе «ретро», где в качестве невозвратного прошлого фигурируют уже не 30-е-50-е, а начало
Его следующий (и самый знаменитый) фильм "Звездные войны «(1977) — своего рода классика кино эпохи голливудского постмодерна — по сути дела деконструированная с последуюшей реконструкцией и электронной модернизацией американская киномифология (Флеш Гордон, Бак Роджерс). И, вместе с тем, сказочный мир с его манихейством — миром, разделенным на черное и белое, на враждующие империи, одну безукоризненно позитивную («белую»), другую несущую абсолютное зло — является в этом фильме доминирующим. Нельзя сбрасывать со счетов и патриотический пафос фильма, хронологически почти совпавшего с неоконсервативной революцией Рейгана, откровенно использовавшего концепции авторов фильма («Империя Зла», «Звездные войны», как название космической оборонной системы) в своей удачной антисоветской риторике и пропаганде. (Которые, в конечном итоге, сильно способствовали развалу СССР («Империи Зла»).
Наряду с другими событиями сезона 1976/77 годов — выходом фильма Спилберга «Тесные контакты третьей степени», появлением на прилавках магазинов (осенью
После «Звездных войн» Лукас практически прекратил заниматься режиссурой. Сам он объясняет это так: «Не люблю режиссуру...не люблю этих постоянных контактов с капризными актерами... режиссура — это постоянное эмоциональное напряжение, это страшно тяжелая работа по двенадцать, шестнадцать часов в день без выходных. Я понял, что режиссура опасна для моего здоровья». Его основное занятие с тех пор — продюсерство, написание сценариев и руководство постановками. Он написал сценарий и продюсировал в своей фирме «Лукас филмс» знаменитый боевик Спилберга «В поисках утерянного ковчега». Руководил постановками завершающих фильмов космической одиссеи — «Империя наносит ответный удар» (1980,И.Кершнер) и «Возвращение Джедая» (1983, Р. Марканд). Помог Спилбергу закончить трилогию об искателе приключений, археолге Индиане Джонсе и т. д.
Кроме основной фирмы «Лукас-филмс» он организовал фирму «Индустриальный свет и магия» (Industrial Light & Magic), специализирующуюся на спецэффектах, а также исследовательскую фирму (фактически научно-исследовательский институт) «Спрокет системс». И вот на основе новых техно-компьютерных достижений — в том числе, принадлежащих и этим его фирмам, после более чем двадцатилетнего отсутствия, Лукас триумфально возвратился в режиссуру в 1999 году с очередным сиквелом «Звездных войн» — «Призрачная угроза», действие в которой развивается «до» событий первого фильма серии. Хотя фильмы Лукаса — режиссера и продюсера вроде бы далеки от современной американской реальности, они с неожиданной стороны выражают существенные моменты ментальности послевоенного поколения «бейби-бумеров».