Генриетта Яновская
Режиссер театра, главный режиссер Московского театра юного зрителя, Народная артистка России.
Генриетта Яновская родилась в Ленинграде. Окончила ЛГИТМИК (курс Товстоногова) в 1967 году. Дебютировала в ленинградском Малом Драматическом театре спектаклем «Варшавская мелодия» по пьесе Зорина. Два года работала в Красноярском ТЮЗе (поставила «Сотворившая чудо» Гибсона, «Плутни Скапена» Мольера и др.), затем возвратилась в Ленинград. Там с успехом шли ее постановки «Стеклянный зверинец» Уильямса, «Вкус меда» Дилени, «Алиса в стране чудес» Кэрролла и др.
С 1984 г. работает в Москве: играет в спектаклях «Вдовий пароход» Грековой — Лунгина (Театр им. Моссовета), «Летят перелетные птицы» Галина (Театр им. Маяковского).
С 1987 году возглавляет Московский театр юного зрителя. Среди театральных работ: «Собачье сердце» Булгакова, «Good-bye, America!!!» Недзвецкого — Маршака, «Соловей» Андерсена, «Иванов и другие» Чехова, «Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля» Оффенбаха, «Гроза» Островского, «Свидетель обвинения» Агаты Кристи, «Вкус меда» Шейлы Дилени, «Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену», «Трамвай «Желание» Уильямса, «Волк и семеро козлят», «Прощай ты,ты,ты...» Кроммелинка.
Спектакли Генриетты Яновской удостоены театральных премий «Хрустальная Турандот», «Чайка». В 1998 году спектакль «Гроза» был выдвинут на соискание Государственной премии России. В 2006 году Яновская стала лауреатом международной театральной премии им. Станиславского.
Спектакли Яновской неоднократно представляли отечественное театральное искусство на Международных театральных фестивалях в Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Израиле, Финляндии, Югославии, Турции, Польше и др. стран, где получали высочайшую оценку прессы и публики.
Генриетта Яновская проводила мастер-классы в Великобритании и Германии.
О своем призвании-театре, Яновская рассказывает: «В России исторически так сложилось, что цена человеческой жизни очень низкая: русский человек привык отдавать ее любому делу, которое он делает, если делает его хорошо — с душой. И еще: в русском репертуарном театре роли делаются на всю жизнь. Никогда не знаешь, сколько лет ты будешь жить с этой ролью. Ты можешь состариться и умереть с ней. И ты должен в ней жить, потому что иначе скучно. Я артистам своим объясняю, что жизнь, которая проживается на сцене, не вычитается из отпущенного нам времени — к ней добавляются те часы, которые ты отдаешь сцене. Русский театр строится на особых взаимоотношениях с ролями, со спектаклями, с режиссерами».