Ирина Купченко
Советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР.
В детстве Ирина Купченко занималась в театральном кружке Дворца пионеров и в кружке кинооператоров, увлекалась танцами и грезила о карьере балерины. В
В 1969 году состоялся дебют Купченко в кино — роль Лизы Калитиной в фильме Андрона Михалкова-Кончаловского «Дворянское гнездо (через два года тот же режиссёр пригласил Купченко на роль Сони в экранизации «Дяди Вани» А. П. Чехова). Её Лиза Калитина привлекла общее внимание. Ни тени «тургеневской» манерности, только аристократическая простота и благородство. Была замужем за Николаем Двигубским. В 1970 году Купченко окончила Московское Театральное училище им. Б. Щукина, и в 1971 году стала актрисой Академического театра имени Евгения Вахтангова.
Героини Ирины Купченко всегда притягивают удивительной полнотой и богатством внутренней жизни, поразительным умением одухотворять каждое отпущенное им мгновение. Сейчас актриса занята в спектаклях «Пристань», «Последние луны» и др.
Драматический талант актрисы, её способность создавать психологически убедительные образы ярко проявились в таких кинокартинах, как «Романс о влюблённых», где она сыграла Люду, «Чужие письма» (роль учительницы Веры Ивановны), «Странная женщина».
Наибольший успех актрисе принесла главная роль в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться», в которой она и Александр Збруев составили запоминающийся актёрский дуэт.
Ирина Купченко снималась в картинах различных жанров — от историко-биографических до сказочно-фантастических, с успехом играла у таких разных режиссёров, как Марк Захаров и Игорь Масленников, вместе с Олегом Янковским, Андреем Мироновым, Василием Ливановым, Михаилом Ульяновым и многими другими прекрасными артистами.
Муж: Василий Лановой.
Сыновья: Александр Лановой (1973 г. рожд.) — закончил факультет журналистики, Сергей Лановой (1976 г. рожд.) — закончил экономический факультет.
«Хочется читать! Мало ролей! Мы не режиссеры, а актеры, и не выбираем себе роли: играем то, что предлагают. Крайне редко бывает, когда актер играет то, что хочет в самом деле играть. А мне хочется со сцены что-то хорошее, личное для души донести. Роли-то, когда «мое, личное!», очень редко бывают».