Клер Дени
Закончив киношколу в Париже, она дебютировала как ассистент режиссера на «Сладком фильме» (1974) Душана Макавеева, потом работала с Робертом Энрико, Коста-Гаврасом, с Вимом Вендерсом — на картине «Париж, Техас» (1984). В «Небе над Берлином» (1987) настояла на линии с ангелами и ввела на роль одного из них — Питера Фалька. Была директором по кастингу на «Жертвоприношении» Тарковского.
Одной из ее последних ассистентских работ стала картина Джармуша «Вниз по закону» (1986). Приняв участие в создании почти двадцати чужих фильмов, Дени только в 39 лет решилась на режиссерский дебют — снятый в Камеруне «Шоколад» (1988), смутное воспоминание о собственном детстве в Африке на закате эпохи колониализма.
Четырнадцать первых лет, проведенных на другом континенте, в статусе чужака, возвращение в Париж (и снова в качестве пришельца из другого мира), многолетняя работа над чужими фильмами — ситуация вторжения, пребывания вовне, чужого среди своих стала одним из основных мотивов Дени. Человек у Дени становится и частью природы, и ее антагонистом. Он внутри и снаружи, он является свидетелем природы, и природа проявляется в его физиологии, в эротическом напряжении, в движениях и жестах (танцовщица Матильда Монье, о которой Дени сняла документальный фильм, назвала ее «неосознанным хореографом»).