Группа «Коллективные действия»
Художественная группа, идеологическая база Московской концептуальной школы, начала работать в 1976 году и существует до настоящего времени.
Участники – Андрей Монастырский, Николай Панитков, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Сергей Ромашко, Сабина Хэнсген; в состав группы также входили Никита Алексеев (до 1983) и Георгий Кизевальтер (до 1989). Группой осуществлено 125 акций-перформансов и собрано 10 томов (начат 11 том) книг «Поездки за город».
В 1977 году материалы об акциях КД были опубликованы в международном журнале FlashArt, а фотография одной из акций была помещена на обложке журнала (среди фотографий работ Йозефа Бойса, Ричарда Серра, Кристиана Болтански и других). В том же году документация КД была представлена на Венецианской биеннале. В работе группы, в качестве зрителей и в каком-то смысле соавторов акций, принимали участие художники, поэты, литераторы, критики и музыканты Москвы 70-х и 80-х годов: Илья Кабаков, Олег Васильев, Эрик Булатов, Иван Чуйков, Всеволод Некрасов, Борис Гройс, Лев Рубинштейн, Андрей Абрамов, Римма и Валерий Герловины, Виктор Скерсис, Юрий Альберт, Вадим Захаров, Эдуард Гороховский, Виктор Пивоваров, Леонид Соков, Франциско Инфанте, Иосиф Бакштейн, группы «Мухоморы» и «Медицинская герменевтика».
Как рассказывает Андрей Монастырский: «Деятельность КД в равной степени можно отнести и к литературе (роман), и к изобразительному искусству (история перформанса, инсталляции), и к музыке (аудиодискурс). В разные времена «актуализируется» то или иное «сквозное» прочтение материалов. КД никогда не занималось искусством в том смысле, когда говорят о какой-то результативной деятельности, о создании конкретных произведений искусства. Метапозиция КД – экзистенциальная и эстетическая практики. Для нас всегда был важен процесс, а не результат... Именно пространство и время – истинные «герои» и «персонажи» «Поездок за город» КД, а не зрители или мы, авторы и устроители акций.
...Работа КД в 70-80е годы оценивалась и здесь, в кругах концептуалистов, и на Западе как работа на самом переднем крае современного искусства – как искусства «после философии». По этим десяти книгам «Поездок за город» (1976-2010) можно изучать историю развития современного искусства сначала СССР, а потом и России.
Это искусство ставило и решало общетеоретические задачи и проблемы – и в пластике, и в жанре, и в дискурсе, – свойственные международному развитию современного искусства, начиная с Дюшана, дадаистов и продолжая практикой Флаксуса, Джона Кейджа, Денниса Оппенгейма, Криса Бёрдена, Вито Акончи, Брюса Наумана и т.д.»