Леонид Андреев
Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в 1871 году.
В возрасте семнадцати лет Андреев сделал в своем дневнике знаменательную запись, известную в пересказе В.В. Брусянина. Будущий беллетрист обещал себе, что «своими писаниями разрушит и мораль и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь всеразрушением».
Литературный дебют - рассказ «В холоде и золоте» (ж. «Звезда», 1892, № 16).
Вошел в русскую литературу как писатель-прозаик. В 1901 году опубликована его первая книга рассказов, которая вызвала интерес читающей публики. Он превратился в одного из наиболее спорных российских писателей; его одновременно любили и отвергали многочисленные читатели, он не переставал привлекать как серьезное, так и скандальное внимание прессы.
Однако с каждым годом, даже с каждым новым произведением, все более заметной, все более вызывающей становилась обособленность Андреева от всех существовавших тогда литературных течений. «Кто я? - спросит он позднее. - Для благородно рожденных декадентов - презренный реалист; для наследственных реалистов -подозрительный символист».
Первые драматические опыты относятся к 1906 году («К звездам»). В 1907 он пишет пьесу «Жизнь человека», которая заняла прочное место в истории русского театра благодаря постановкам К. Станиславского в Московском Художественном театре и В. Мейерхольда в театре В. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. С 1908 года Андреев занимается исключительно драмой, размах его работы был потрясающим. Достаточно перечислить его этапные произведения, написанные для театра: «Дни нашей жизни», «Анатема» (1909), «Анфиса» (1909), «Гауде-амус» (1910), «Океан» (1911), «Мысль» (1914), «Екатерина Ивановна» (1912), «Профессор Старицын» (1913), «Не убий (Каинова печать)» (1913), «Тот, кто получает пощечины» (1915), «Собачий вальс» (1915), «Реквием» (1917).
Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Там пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны» опубликован в 1921.