Леонид Десятников
Фото: Russian Look
Российский композитор. Лауреат Государственной премии РФ, Заслуженный деятель искусств РФ.
Леонид Десятников окончил Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат по классу теории музики И.Н.Дубинина и Н.С.Тышко. По композиции обучался факультативно в классе Л.Ф.Шукайло и брал частные уроки у В.С.Бибика. В 1978 он окончил Ленинградскую консерваторию.
В
Основные сочинения композитора: опера «Дети Розенталя»; камерная опера «Бедная Лиза»; «Дар» — кантата на стихи Державина; «Любовь и жизнь поэта», вокальный цикл на стихи Д. Хармса и Н. Олейникова; «Свинцовое эхо» для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж. М.Хопкинса; «The Rite of Winter 1949», симфония для хора, солистов и оркестра.
С 1996 года интенсивно Десятников сотрудничает с Гидоном Кремером как композитор («Wie der Alte Leiermann...»; камерная версия «Эскизов к Закату», «Русские сезоны»). Также является аранжировщиком произведений Астора Пьяццолы.
Десятников — автор музыки к фильмам: «Закат», «Прикосновение», «Затерянный в Сибири», «Подмосковные вечера», «Серп и молот», «Мания Жизели», «Пленный», «Москва» (Гран при на Фестивале кино- и медиамузыки в Бонне за лучший саундтрек, 2000).
Десятников определяет собственный стиль как эмансипацию консонанса, преображение банального, минимализм с человеческим лицом. Любимый его жанр — трагически-шаловливая вещица.
«Большой театр дал мне опыт ежедневного общения — в этом было что—то освежающее. И у меня сохранились теплые приятельские отношения с работающими там людьми — не только с артистами и музыкантами. Должен сказать, что моя функция была в основном декоративной, символической. Это была роль, и я, мне кажется, с этой ролью справился. Так что не надо относиться к моей номенклатурной деятельности так уж серьезно. Вообще же композитор по умолчанию обязан быть маргиналом и нелюдимом. Это неотъемлемая часть профессии. Поэтому в одиночестве нет ничего неестественного. Композитор — человек оседлый, который сидит пишет музыку, а не общается. Общается человек, который пиццу разносит».
«Я думаю о далекой от академического мейнстрима балетной музыке, которая меломанами считается музыкой второго сорта, о раннем романтизме, о музыке Шопена, которая на протяжении почти всей моей жизни вызывала у меня некоторую неприязнь. Я пытаюсь этот слушательский опыт как—то переплавить в своей алхимической лаборатории».