Луис Бунюэль
Луис Бунюэль родился в небольшой деревне Каланда, что в испанской провинции Теруэль. Когда ему было 7 лет, родители отдали его в иезуитский колледж в Сарагосе, где он проучился до 1915 года. В 1917 году Луис вместе с отцом приехалв Мадрид, чтобы продолжить образование в Студенческой резиденции. Здесь он познакомился с выдающимися испанскими писателями, поэтами, философами, в том числе Гальдосом, Ортегой-и-Гассетом, Унамуно, Валье-Инкланом, Эухенио д'Орсом, Антонио Мачадо, Хуаном Рамоном Хименесом. Он сближается с Морено Вильей и Рамноном Гомесом де ла Серна, благодаря которому он дебютировал в кино. Близкими друзьями Луиса Бунюэля стали Федерико Гарсиа Лорка, Рафаэль Альберти и Сальвадор Дали.
В
Еще больший скандал и нападки со стороны буржуазных и клерикальных кругов вызвала картина Бунюэля «Золотой век» (1930). Фильм был запрещен к публичному показу на протяжении полувека. Пять лет был под запретом и документальная лента режиссера «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932), в которой он показал невыносимые условия крестьянского труда.
Творчество Бунюэля было прервано разразившейся в Испании гражданской войной. Режиссер решительно встал в ряды республиканцев; в 1936 году правительство республиканской Испании назначило его атташе во Франции, он также содействовал постановке антифашистских и антифранкистских документальных лент («Испанская земля» Й. Ивенса). В 1939 году Бунюэль эмигрировал в США, где работал монтажером в Голливудке, сотрудником киноотдела Музея современного искусства в Ню-Йорке. К режиссерской деятельность он вернулся в 1946 году, переехав в Мексику. После двух коммерческих фильмов — «Большого казино» (1947), провалившегося в прокате, и «Большого кутилы» (1949), имевшегобольшой успех у зрителей, — Бунюэль поставил один из лучших своих фильмов — «Забытые» (1950), в котором рассказывал о трагической судьбе подростков-беспризорников. На фестивале в Каннах «Забытые» были удостоены призом за лучшую режиссерскую работу, а также премией ФИПРЕССИ.
Особое место в жизни и творчестве Бунюэля занимает фильм «Виридиана». В 1961 году диктатор Франко пригласил режиссера вернуться на родину, и тот принял приглашение. Созданная Бунюэлем «Виридиана» была отмечена жесткой выразительностью кинематографического решения и высоким мастерством актеров, продемонстрировала несостоятельность попыток социальной утопии в перегороженном классовыми барьерами мире. И она была тут же запрещена франкистской цензурой по обвинению в оскорблении религиозных ценностей — и удостоилась Гран-при кинофестиваля в Каннах. Этот фильм ознаменовал собой начало нового этапа в творчестве Бунюэля — почти все последующие его картины вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
В его фильмах 1960-1970-х годов рассматриваются этико-психологические аспекты современного общества. Лучшие свои роли в кино актриса Катрин Денев сыграла в драмах Бунюэля «Дневная красавица» (удостоенной главного приза Венецианского фестиваля) и «Тристана». В фарсово-сюрреалистической стилистике сняты фильмы «Скромное обаяние буржуазии» (1972) и «Этот смутный объект желания» (1977), получившие премии «Оскар», и «Призрак свободы» (1974).
За вклад в мировое киноискусство режиссер был удостоен призов на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977), Москве (1979), Венеции (1982). Последние годы своей жизни Луис Бунюэль провел в Мексике, и скончался он 29 июля 1983 года в Мехико. О своей жизни и творчестве он рассказал в книге мемуаров «Мой последний вздох», опубликованной в 1982 году.