Майкл Найман
Композитор, актер, продюсер, сценарист, режиссер Майкл Найман родился 23 марта 1944 года в Лондоне. В 1961-1964 годах учился в классах фортепиано и композиции у Алана Буша в Королевской академии музыки, в 1964-1967 изучал музыковедение в лондонском Королевском колледже у Торнстона Дарга. Затем десять лет работал как музыкальный критик, писал для журналов The Spectator, The Listener и The New Statesman. В 1974 году опубликовал книгу «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него». В 1976 году создал камерный оркестр «Кэмпиелло-бэнд», позже переименованный в «Майкл Найман-бэнд». С 1976 года композитор тесно сотрудничал с режиссером Питером Гринуэем, хотя известность его музыка приобрела с выходом в 1982 году фильма «Контракт рисовальщика». Композитор также писал музыку для других картин Гринуэя – «Отсчет утопленников», «Книги Просперо», «Повар, вор, его жена и ее любовник». Среди фильмов, где звучат сочинения Майкла Наймана, можно отметить драму Джейн Кэмпион «Пианино», биографическую ленту Роджера Споттисвуда «Месмер», фантастическую картину Эндрю Никкола «Гаттака».
Сегодня композитор-минималист Майкл Найман, успех к которому пришел с фильмами режиссера Питера Гринуэя, популярен почти так же, как его американский коллега Филип Гласс и почти так же обожаем «продвинутой» публикой, желающей слышать рок во всем что угодно, только не в рок-группах. В первой половине 70-х Найман выступал с самыми разными коллективами, от классических оркестров The Scratch Orchestra и Portsmouth Sinfonia, до ориентированных на рок группами Стива Рейча и Flying Lizards. В 1974 году музыкант издал книгу Experimental Music - Cage And Beyond, посвященную творчеству композиторов-экспериментаторов, главным образом Джону Кейджу. По мнению специалистов, в процессе работы над книгой Найман «поймал и собственную музу» - в 1976 году он принял приглашение директора Национального музыкального театра Харрисона Бертуистла сделать аранжировку популярной венецианской песни XVIII века для музыкального спектакля по пьесе Гольдони II Campiello. В инструментарий новой версии Майкл Найман ввел средневековые нструменты, а также басовые барабаны и сопрано-саксофоны - произведение игралось на оглушительной громкости, что, по мнению аранжировщика, давало слушателю возможность в полной мере почувствовать всю палитру вещи. Закончив работу над спектаклем, Найман с теми же музыкантами принялся за новое произведение - получившуюся акустическую пьесу коллектив, назвавшийся The Michael Nyman Band, записал в 1980 году. 1994-1996: Саундтрек для фильма Carrington (реж. Кристофер Хэмптон). Концерт для клавесина и струнных, солистка Эльжбета Хойнацка. Концерт для тромбона в исполнении Кристиана Линдберга. «Струнный квартет № 4» для Кэмилли-квартета (Camilli Quartet). Саундтрек к японскому анимационному полнометражному фильму «Дневник Анны Франк». Фортепианный концерт номинирован на музыкальную премию «Меркьюри» (Mercury Music Prize). After Extra Time («После дополнительного времени») - музыкальный гимн футболу, написанный для чемпионата Европы-96. Саундтрек для фильма Фолькера Шлендорфа «Огр». Первый саундтрек для японской интерактивной компьютерной игры Enemy Zero. 1997: 8 марта состоялась премьера Double Concerto for Saxophone and Cello (Концерт для саксофона и виолончели) в Лондонском Royal Festival Hall. Солисты - Джон Харли и Джулиан Ллойд Веббер. Партитура для первого в карьере Наймана голливудского фильма «Гаттака». Этот саундтрек был номинирован на премию «Золотой глобус» и получил приз Международного Каталонского кинофестиваля.
1999: Работа над саундтреком к фильму Ravenous (cовместно с Дэймоном Олбарном, солистом группы Blur). Этот саундтрек был номинирован на получение премий «Золотой спутник» и «Сатурн» (Saturn Award). 2000: Саундтрек к фильму The End of the Affair Нила Джордана номинирован на получение премии «Золотой глобус» и премии Британской киноакадемии. Помимо произведений для кинематографа, композитор сочиняет оперы и балеты, камерные и концертные опусы, песни, гимны, квартеты.
Несмотря на то, что музыка, исполняемая Майклом Найманом рассчитана на элитарную аудиторию, его выступления пользуются неизменным успехом и популярностью у многочисленных поклонников.