Нонна Мордюкова
Детские годы Нонны прошли на Кубани — в селе, где ее мать работала председателем колхоза. В 1946 году Нонна Мордюкова поступила на актерский факультет ВГИКа в мастерскую В.Бибикова и О.Пыжовой.
Свою первую кинороль, которая сразу принесла ей официальное признание и всенародную любовь, Н. Мордюкова сыграла, еще учась на 2-м курсе, в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (Ульяна Громова).
В 1950 году Мордюкова окончила институт и была принята в Театр-студию киноактера. Вскоре она сыграла эпизодическую роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова» (1952). Потом была работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссер М.Швейцер), где она сыграла Стешу Ряшкину.
Своими работами она вдохновила драматурга Б.Метальникова, написавшего специально для нее «Простую историю» (режиссер Ю.Егоров). Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей — молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе.
Большим актерским достижением Нонны Мордюковой стала и Доня Трубникова в фильме «Председатель» (1964, режиссер А.Салтыков).
В комедиях она невероятно метко и ярко схватывала именно социальные типы, будь то монументальная, мрачноголосая купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» (1964, режиссер К.Воинов) или цепкая, хищная чиновница Пристяжнюк в фильме «Тридцать три» (1965, режиссер Г. Данелия). А ее жэковская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки» (1969, режиссер Л.Гайдай) стала злой сатирой на широко известный тип назойливой дамы-общественницы.
Интересна работа Н.Мордюковой в картине «Комиссар» (1967, режиссер А.Аскольдов), где актриса неожиданно предстала в весьма неоднозначном образе женщины-комиссара Вавиловой, почти утратившей за годы Гражданской войны свою женскую сущность и вновь обретающую ее в материнстве.
Символически обобщающим стал образ Федосьи Угрюмовой в народной драме «Русское поле» (1971, режиссер Н.Москаленко), где Мордюкова снималась вместе с сыном, Владимиром Тихоновым. Трагическая коллизия безвременной гибели сына через несколько лет отозвалась в реальности.
Потом была картина «Возврата нет» (1973, режиссер Д.Салтыков), в которой актриса играла простую деревенскую женщину Антонину Каширину, покинутую мужем ради невестки. Затем была роль солдатки Натальи в фильме «Они сражались за Родину» (1974, режиссер С.Бондарчук), сыгранная в блестящем дуэте с В. Шукшиным.
Конец 1970-х годов ознаменовался решительным поворотом в творческой биографии Н.Мордюковой. Виктор Мережко предложил ей неожиданный драматургический материал, позволявший круто сменить амплуа. В фильме «Трясина» (1977, режиссер Г. Чухрай) Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели.
Вторая попытка В.Мережко расширить границы амплуа Мордюковой привела к блестящему результату. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» Н.Михалкова (1981) не сразу узнавалась знакомая и все же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска.
В постсоветской России народная артистка, уйдя из театра и почти не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времен». Даже картина «Мама» (1999, режиссер Д.Евстигнеев), специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино — предложенный драматургический материал не позволил развернуться ее незаурядному таланту. Еще одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) вновь не принесла удачи — что, конечно, не умаляет ее авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности.