Сергей Борисов
Фоном для портретов Сергея Борисова становятся улицы, мосты и крыши, еще сохранившие налет «совка», словно бы впавшие в болезненную летаргию. И над этим уснувшим пейзажем вдруг взлетает потерявший земное притяжение человек.
Борисов один из первых показал «новый», гуманистический взгляд на человека, максимально индивидуализировав его. Зафиксировав закат великой империи, известнейший фотограф первым обратил внимание на «нового человека», пришедшего на смену брежневскому «совку». Он увидел «новых русских» и распознал в них героев своего времени. Уже после него феномен «нового русского» сделали объектом научных изысканий и творческих рефлексий. С другой стороны, ему позировали , , , , , , и многие другие личности, составляющие российский культурный слой конца тысячелетия.
Манера Борисова очень узнаваема – постановочные портреты в особой «среде обитания» (это могут быть набережные Москвы-реки, павильоны ВДНХ, крыши высотных домов). Практически никогда фоном для героев фотографий Сергея Борисова не является толпа. Все не случайно — определенный человек в заранее продуманном месте. Может быть, за эту внимательность к деталям к Борисову так благоволит западный арт-рынок. Темы его работ так или иначе связаны с архитектурой и городской средой обитания. Действие происходит на фоне монументальных зданий времен диалектического материализма, набережных Москвы-реки, павильонов ВДНХ, крыш высотных домов.
Отличительная черта творчества Борисова, его авторский стиль — это то, как он работает со своими моделями — отечественными селебретиз и простыми горожанами. Режиссируя собственную фотокартину мира, он превращает людей в арт-объекты или же литературных героев, воплощая в них собственные метафоры. Он не наблюдатель. Театральность фотографий автора обусловлена не только некоей литературностью, но и является четким маркером переходного периода, когда попытка поменять, перестроить, переделать все выражается в сознательном отходе от естественности протекания человеческого бытия.
Борисов имеет уникальную способность через человеческую натуру четко отображать пусть даже самый маленький период истории страны так, что его не перепутаешь ни с каким другим. Дух времени протекает через все его работы, дату на этикетке можно не смотреть. 70-е, 80-е, 90-е, 2000-е — они проходят через лица людей, через их одежду, особенность их жестикуляции. Люди и время.