Шарунас Бартас
Шарунас Бартас (родился в 1964 году)— литовский кинорежиссер, кинооператор. Его контакты с кино начались в 1985 году телесериалом «Шестнадцатилетние» (реж. Раймондас Банионис), где он исполнил одну из главных ролей. Закончил ВГИК (мастерская режиссуры неигрового кино Лисаковича). Дебютировал как режиссер дипломным фильмом — документальной короткометражкой «Тофолария» (картина не сохранилась) — и среднеметражной картиной (которая привлекла внимание зрителей) «Памяти минувшего дня» (1989), где реальные люди «играют самих себя» по законом игрового кино. Затем режиссер «очистил» специфический киноязык в полнометражной ленте «Три дня» (1991), награжденной премией экуменического жюри на Берлинском кинофестивале (за показанные проблемы, важность темы, глубину) в 1992 году и премией ФИПРЕССИ за оригинальность стиля, важность темы, красоту изображения. Это история (почти без сюжета) о двоих молодых литовцах, блуждающих по Калининграду-Караляучусу-Кенигсбергу.
В последующих фильмах Бартас также игнирирует традиционную драматургию: «Коридор» (1994, был показан на Берлинском кинофестивале), «Нас мало» (1995, показан в Каннах в программе «Особый взгляд»), «Дом» (1997, показан в Каннах в той же программе). Все они — произведения, для которых характерна свободная структура, минималистская форма, философские ассоциации. В Литве фильмы Бартаса не очень хорошо известны, но у них есть небольшой, преданный круг почитателей на Западе.