София Ротару
Только София Михайловна Ротару может похвастаться званием народной артистки сразу трех республик – России, Украины и Молдавии, а заодно и СССР. Впрочем, ее «народность» не нуждается в официальных титулах: трудно найти исполнителя, которого публика любила бы так же горячо и искренне, и чьи песни считали бы своими студенты и пенсионеры, интеллигенты и пролетарии, а также растаманы, металлисты и поклонники русского шансона.
А началось все в далеком 62-м, когда девочка из маленького села под Черновцами победила на районном смотре художественной самодеятельности и отправилась на областной конкурс молодых талантов. Победив и там, поехала на республиканский, в Киев, а уже через год впервые вышла на кремлевскую сцену. И покорила взыскательную московскую публику. Раз и навсегда. Ее первым всесоюзным шлягером стала песня «Червона Рута». Потом таких суперхитов было еще много: «Смуглянка», «Меланколие», «Осенние цветы», «Лаванда», «Золотое Сердце», «Было, но прошло», «Луна, луна», «Небо – это я!», «Хуторянка», «Красная стрела», «Белый танец», «Я стала старше на любовь» – даже простое перечисление заняло бы целую страницу. Название «Червона Рута» впоследствии получил и вокально-инструментальный ансамбль, где София Ротару была солисткой, а ее муж Анатолий Евдокименко – художественным руководителем. Кстати, свою будущую супругу начинающий музыкант впервые увидел на обложке журнала «Украина», когда служил в армии. Тогда же он поклялся отыскать ее и жениться на ней. Что и сделал. Сейчас София Михайловна уже бабушка, но на сцене даст фору многим молодым певицам.
Она всегда была актуальна и современна: когда выступала со своими сестрами Аурикой и Лидией, подняв славянский фольклор до вершин хит-парадов. Когда работала с опальным автором «Банановых Островов» Владимиром Матецким, сделавшим ее звездой дискотек. Или когда пела песни почти запрещенной «Машины Времени» в музыкальном фильме «Душа». Играла она, кстати, практически саму себя – популярную певицу, из-за болезни теряющую голос. В ее жизни было и такое: многие думали, что София Ротару уходит со сцены навсегда. Но она победила недуг и триумфально вернулась в большую эстраду, с новым имиджем и новым репертуаром. Она умеет меняться, оставаясь при этом самой собой, и удивлять, будучи узнаваемой с первых же нот. Как говорит сама София Михайловна, каждая песня для нее – «маленькая новелла со своим миром чувств, драматургическим строем, героями».
Константин Черунов