Тонино Гуэрра
Тонино Гуэрра родился 16 марта 1920 года в Сантарканжело в Романье – северной области Италии. Тонино – творческий псевдоним, которым он подписывает книги, стихи, сценарии и живописные работы.
Рисовать Гуэрра начал практически с рождения, и уже мальчишкой стал зарабатывать этим на хлеб. В те же годы, когда юный Федерико Феллини продавал свои карикатуры на улицах Рима, его ровесник Тонино начал подрабатывать оформителем для газет и журналов. В 40-е, в годы учебы в Университете в Урбино он оформляет книгу историка Кузина своими знаменитыми виньетками, наполненными тонким юмором и иронией, которые привлекли большой интерес широкого круга читателей к серьезному научному изданию.
В годы учебы в университете, который Гуэрра закончил только после войны, в 1946 году, Гуэрра начинает активно заниматься литературной деятельностью. До этого, в 1943 году он был депортирован немцами из своего городка в концентрационный лагерь в Тройсдорфе. Еще там, в плену, начались его первые литературные опыты. «В плену я начал писать стихи на диалекте, чтобы составить компанию крестьянам-романьольцам моим односельчанам, которые были вместе со мной в лагере…» Стихи приходилось запоминать наизусть, т.к. в лагере в его распоряжении не было ни бумаги, ни карандаша.
Сразу в послевоенные годы начинают выходить его первые сборники стихов, а позже и прозаические произведения. После переезда в Рим, Гуэрра полностью посвящает себя литературной деятельности. В 1956 году он пишет совместно с Элио Петри свой первый сценарий «Люди и волки», поставленный режиссером Де Сантисом. А после выхода картины Антониони «Приключение» в 1960 году, снятой по его сценарию, Гуэрра становится одним из самых востребованных итальянских сценаристов. В 60-е годы начинается его длительное плодотворное сотрудничество с Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Франческо Рози, Джузеппе Де Сантисом, Витторио Де Сикой и другими знаменитыми режиссерами.
В эти годы Гуэрра уже не имел возможности уделять время живописи, поскольку «отдал предпочтение слову». Однако блестящая творческая среда, в которой Тонино оказался в Риме подарила ему близких друзей среди знаменитых итальянских художников того времени. Теплые отношения связывали его с Ренцо Веспиньяни, Филиппо де Пизисом, Джорджо Де Киррико и другими выдающимися мастерами. Высоко ценил работы Гуэрра знаменитый художник Джорджо Моранди. В те годы Италия переживала небывалый подъем в области культуры. Художники, кинематографисты, писатели – все вращались в едином творческом пространстве и обладали разносторонними талантами. И Феллини, и Антониони, и Гуэрра помимо своей основной деятельности рисовали, и делали это не менее гениально, чем все остальное.
Во время работы над фильмами в других странах Гуэрра всегда стремился познакомиться с интересными художниками и их творчеством лично. Так находясь в Англии на съемках картины «Блоу-ап» он тесно общался с Фрэнсисом Бэконом, а в Америке, где снималась картина «Забрийски Пойнт», дружил с идеологами поп-арта.
Вновь обратиться к изобразительному искусству Тонино «вынудили» поездки в Россию – во время визитов на родину своей жены Лоры он не мог принимать участия в беседах с друзьями из-за незнания русского языка и, чтобы как-то занять себя, вновь начал рисовать. С тех пор, уже более 30-ти лет Гуэрра не расстается с кистями, красками и массой других материалов, необходимых для воплощения его художественных идей. Причем его фантазия не ограничивается картинами и рисунками – он создает также мозаики и керамические изделия, скатерти и подушки, по его эскизам сделана вся его мебель, он создает архитектурные проекты площадей, фонтанов, садов и скульптур, которые украшают улицы современной Италии. Хотя Тонино и не считает себя художником, но как великие итальянцы прошлого, Гуэрра талантлив во всем.
На сегодняшний день Тонино Гуэрра не только один из лучших сценаристов и поэтов современности, но и признанный художник. Неслучайно его живописные произведения называют «цветными мыслями поэта», поскольку отделить одну грань его таланта от другой невозможно, они слиты в единое целое в его творчестве. Корни такого разностороннего дарования, безусловно, лежат в эпохе Возрождения, которая подарила миру великих художников, гений которых выходил далеко за рамки одного жанра или направления в искусстве. Тонино Гуэрра – выдающийся гуманист, принадлежащий к поколению блестящих мастеров, которое, к великому сожалению, уже уходит, и истинный сын своих великих предков, «последний человек Возрождения», как его часто называют в Италии.