Завен Аршакуни
Родился в 1932 году.
Живописец, график, сценограф, также работает в области декоративно-прикладного искусства.
Родился в семье скульптора. В 1961 году окончил факультет живописи (мастерская И. А. Серебряного) Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1960 года З. Аршакуни – участник более 200 выставок, его работы хранятся в более чем 40 музейных и частных собраниях России и других стран.
Уже в студенческие годы художника отличал мощный колористический темперамент. Несмотря на увлечение Сарьяном и Петровым-Водкиным, интерес к зарубежной художественной культуре, прежде всего французской (Марке, Боннар, импрессионисты, Дюфи, Матисс), в его произведениях всегда была слышна его собственная интонация.
Завен Аршакуни стал «шестидесятником» и любимцем просвещенных либеральных зрителей отчасти случайно для себя. В его творчестве не было деклараций, программных картин, острых тем. Его общественная непримиримость заключалась лишь в умении оставаться самим собой. Художнику в полной мере присуща отличительная особенность искусства членов группы «11» – сосредоточенность на живописной маэстрии, способной отображать нюансы эмоций. Сюжетам он предпочитает мотивы, повествованию – зрительное событие, диалог линий, плоскостей и цветовых пятен, выразительное безмолвие вещей.
Работа Аршакуни в ТЮЗе привела к созданию в театральных декорациях, а позже и в живописи, неповторимого пластического мифа о Петербурге с его единорогими трамваями и водоплавающими буксирами. В сценах городских праздников и цирка жизнь и цвет достигают ликования; а в гуляниях и «Беседах» присутствуют неспешность раздумий, созерцательность.
Работы 1990-х, связанные с появлением в жизни художника Нины, матери его сына, свободны от драматизма и эмоциональных диссонансов. Их отличают лиричность, глубина чувства, простота пластического языка и живописных средств, изысканная цвето-тональная разработка.
Аршакуни обладает обостренным чувством профессионализма, придающего пластическому и цветовому решению главный и основной смысл. При этом сохраняет присущую отечественному искусству содержательность, заключающуюся не в повествовательности, а в насыщенности картин мыслью, эмоциями, способности резонировать внутренней жизни зрителя, передавать скрытую ценность бытия.