Это случилось! Гиды Michelin «заговорили» на русском языке. Сначала свет увидят Зеленые туристические путеводители, а потом - легендарный «Красный Michelin», книжица, попасть на страницы которой - заветная мечта лучших рестораторов мира. О том, когда это случится, и стоит ли владельцам московских заведений бояться неподкупных мишленовских инспекторов, «ВД» спросил директора Michelin Maps & Guides Кристиана Делайе.

Первой «зеленой ласточкой» от Michelin и издательства Abbyy Press стал гид, посвященный Парижу. Узкая книжечка из 496 страниц, вкусно пахнущая типографской краской, и впрямь очень удобно устроена. Первая глава – «Организация поездки» учит рационально планировать время. Следующая – «Ключи к пониманию» - дает исторические экскурсы. За ней следуют «Маршруты и открытия», где обязательные к посещению места отмечены тремя звездочками. Двумя – те, которые «стоит увидеть». Одной – то, что «довольно интересно». Так, например, Музей Орсэ – это ***, Пирамида Лувра - **, а Rue de Rivoli - *. Может быть, если бы не толпы русских туристов, облюбовавших магазины улицы Риволи, «звезды» бы на нее не посыпались. Но, как шутит Месье Делайе, каждая нация путешествует по-своему.

- Как, на ваш взгляд, русскоязычный гид по Парижу сильно отличается от, скажем, англоязычного?
- Не сильно, но отличается. В нем больше своего рода культурных заметок «на полях», больше информации о шопинге. Русские путешествуют не так, как скажем, немцы или американцы. У них свои любимые маршруты.

- В России появления путеводителей Michelin ждали очень давно. Что вас останавливало?
- Список желающих очень велик. Лучших мы выбираем по трем критериям: много ли в городе или стране достойных мест, интересно ли людям знать о них больше, ну и потенциал продаж книжной продукции. В 2006-м совпал первый показатель - это позволило нам выпустить Зеленый гид «Москва. Санкт-Петербург» на французском языке (в нем, кстати, у Кремля всего по две звезды, зато есть раздел, посвященный русскому юмору, а также объяснение слов «ogourtchik», «tchorny khleb» и «Gorko!» - прим. редакции). В 2009-м — оставшиеся два, это и объясняют нашу с вами сегодняшнюю встречу.

- Вы давно занимаетесь путеводителями? Интервью с Кристиан Делайе: Знаменитые путеводители Michelin наконец пришли в Россию
- В группе Michelin я работаю уже двадцать пять лет. В начале 2006-го возглавил подразделение «Карты, атласы, гиды для путешественников и рейтинговые гиды ресторанов». И хотя наша деятельность – это всего полпроцента от оборота всей группы, я до сих пор доволен своим назначением. Говорить о путешествиях и ресторанах куда интереснее, чем о шинах.

- Кстати, о ресторанах. Вы ведь издаете самый авторитетный ресторанный рейтинг – «Красный гид Michelin». К вашему личному мнению инспекторы прислушиваются?
- Я могу порекомендовать им посетить какое-то заведение, но это не значит, что наше мнение по его поводу совпадет. Сам я в оценке не участвую, во-первых, потому что не обладаю должного уровня квалификацией, во-вторых, потому что не могу сохранять анонимность своих визитов.

- Анонимность экспертов – непременное условие?
- Безусловно. Они должны быть уверены, что их обслужили как рядовых посетителей. В качестве примера расскажу такой случай. По каждому справочнику у нас раз в год проходит собрание, на котором определяется, какие рестораны войдут в гид. Если вокруг какого-то заведения возникает спор, мы решаем посетить его еще раз. Заказываем два столика. За один сажусь я и Жан-Люк Наре, директор ресторанных гидов. Владельцы ресторана в полной уверенности, что мы и есть инспекторы, стараются обслужить нас по высшему классу. А в это время за другим столиком ужинает, к примеру, молодой человек с девушкой – они-то и решают, сколько «звезд» или «вилок-ложек» этому месту присвоить. Конечно, интересно потом сравнить, одинаково ли нас приняли.

- То есть в этом отношении мультфильму «Рататуй» можно верить – ресторанных инспекторов действительно боятся?
- Обыватели склонны окружать их работу почти что шпионской романтикой. В представлении многих, ресторанный инспектор – это пузатый дядька пятидесяти лет непременно в сером костюме, чтобы не выделяться из массы посетителей. Он, конечно, старается сохранить свое инкогнито, но тем не менее все вокруг знают о его работе. На самом деле все не так. Недавно одна девушка, которая инспектирует рестораны для одного из американских Michelin Rouge, призналась мне, что вот уже несколько лет скрывает от мамы свое занятие, боится, как бы та не проболталась.

Интервью с Кристиан Делайе: Знаменитые путеводители Michelin наконец пришли в Россию- Но если вычислить вашего инспектора нельзя, возможна ли вообще какая-то обратная связь?
- Вы не представляете, какое количество писем мы получаем с просьбой включить в гид очередное заведение или дать ресторану на одну звезду больше! В каждом справочнике есть специальный конверт для обратной связи. Также многие оставляют отзывы на сайте. И не всегда они негативные!

- А что, к примеру, пишут?
- Если это не хозяева какого-нибудь отеля или ресторана, а простые пользователи, то пишут, что мы помогли им сэкономить время в отпуске. Все-таки оценка Michelin - это гарантия определенного качества. Если мы ставим заведению три звезды, то мы отвечаем за то, что путешественник не зря проедет 300 километров, чтобы его посетить. Я сам много езжу, и каждый раз, когда получаю какой-то негативный опыт, который выливается в 3-4 часа потерянного времени или в бессонную ночь, понимаю, что инвестиции в покупку мишленовского путеводителя были оправданы.

- Нет ли у вас ощущения, что аудитория Красных гидов постепенно меняется? Что молодежь сейчас отдает предпочтение другим, более модным рейтингам?
- Мне так не кажется. Вот смотрите – в марте этого года начались продажи приложения Apple для IPhone, и за полгода их разошлось уже более 30 тысяч. Это «омолодило» нашу аудиторию. Новые потребители пользуются и онлайн версией через viamichelin.com. Причем, бесплатно. Наша цель сейчас – присутствовать везде: в книжных магазинах, в интернете, в разного рода гаджетах.

- В заключение нашей беседы хотя бы намекните, как долго нам еще ждать мишленовского путеводителя по московским ресторанам? Год? Два?
- От двух до ста пяти. Сто пять лет понадобилось нам, чтобы «перешагнуть» океан и выпустить Michelin Rouge по Нью-Йорку. На то, чтобы освоиться в Азии и выпустить Красный гид по Токио, ушло уже всего два года.

- Хочется надеяться на «азиатский» вариант. Все-таки даже Наполеону, чтобы Интервью с Кристиан Делайе: Знаменитые путеводители Michelin наконец пришли в Россиюдобраться до Москвы, понадобилось меньше времени.
- Вы имеете в виду реального Наполеона или Саркози? У нас ведь его за глаза называют Наполеоном (смеется).

- А Саркози пользуется гидами «Michelin»?
- Пользуется. Не спрашивайте, откуда у меня эта информация, но я точно знаю.

Справка

Цвета Michelin
Первый путеводитель Michelin - для водителей, изданный в 1900 году - вышел под красной обложкой. Однако с увеличением количества путеводителей каждому направлению присвоили свой цвет. Сегодня компания Michelin выпускает Зеленые туристические гиды и Красные гиды по ресторанам и отелям. А еще у бренда Michelin есть свой фирменный знак - «шинный» человечек Бибендум, которого также можно увидеть на дорожных картах, атласах, планах городов и гидов по кемпингам.

Звезды Michelin
Система оценки Michelin — звезды. Утвержденная в 30-е годы 20 века, она неизменна и поныне. * - это очень хороший ресторан в своей категории, ** - отличный ресторан, с кухней ради которой можно сделать небольшое отступление от намеченного маршрута. * * * - великолепная работа шеф-повара, имеет смысл предпринять отдельное путешествие сюда. Интересно, что страной-рекордсменом по количеству трехзвездочных мишленовских ресторанов является Франция, а среди городов первое место держит Токио.