Необычный «5642 высота», консервативный «Чайковский в Тифлисе», демократичный Coin — куда пойти 8 Марта?
«5642 высота» — главная премьера февраля. Не только потому, что от Новикова, но и потому, что наконец появилось что-то необычное. Первый ресторан адыгской кухни в Москве Аркадий Новиков открыл вместе с «резидентами» — ресторатором Альбиной Чеченовой и Мадиной Каноковой, дочерью экс-главы Кабардино-Балкарской Республики. Обе в силу происхождения о кавказской кухне знают не понаслышке. И все, что сейчас хорошего происходит в «Высоте» — продукты из Кабарды и Приэльбрусья, аутентичные домашние рецепты, — это их заслуга. Они нашли и привезли из Нальчика Жанну Хашпакову, которая готовит безумно вкусные пироги: тончайший хичин с сыром и ботвой, нежнейший обмазанный сметаной дэлэн с картофельной начинкой, зажаренные, немного похожие на наши пончики лакумы.
Аркадий Новиков учит коллег играть по московским правилам: открытая кухня, фруктовый развал, кальяны. Чтобы все были довольны — рибай, дорада, пельмени, пирожное шу. Адыгских блюд всего шесть — и именно их и нужно пробовать. Молочный суп ашрык с сушеной кукурузой, луком, фасолью и вяленой бараниной лягур — на любителя, а вот тот же лягур, но из говядины, тонко-тонко нарезанный и припущенный в сметане, — отличная вещь для тех, кто любит насыщенный яркий вкус, даже когда остынет, не оторваться. Джершлибже — что-то вроде перемолотого в пасту лобио из красной фасоли, но куда нежнее. Ее нужно есть, намазывая на кусочки пшенной пасты, — это пресный, похожий на поленту гарнир, подают ко всем адыгским блюдам, но только тут он к месту.
Нужно пройти кафе «Чайковский» насквозь, остановиться в атриуме и перегнуться за балюстраду, откуда и открывается тифлисское «пристанище» Чайковского — ушедший в землю круглый зал с заваленным фруктами и сладостями столом в центре и круглыми столиками в нишах по периметру. Если само кафе в здании филармонии делали «на двоих» — Аркадий Новиков и Ginza Project, — то для ресторана и этого оказалось мало. К созданию «Чайковского в Тифлисе» концессионеры привлекли грузинских рестораторов, которые набросали на диваны подушек, постелили ковры и добавили в меню свои домашние блюда. При том, что большая часть грузинских ресторанов в Москве готовит одно и то же, эти шесть позиций — самое интересное.
Приготовленное в горшочке пряное лобио, к которому приносят гурийскую капусту, — так и сочнее, и есть что пожевать. Необычное пхали из грибов, сладкий ягненок, тушенный с виноградом и айвой. Айва, фаршированная телятиной, с вишневым соусом — правда, ее нужно сначала разрезать и пару минут подождать, чтобы ушел тяжелый мясной запах. Эксперименты не всегда оказываются удачными — например, отварной язык с яблочно-винным соусом выглядит как язык под толстым слоем яблочного пюре, которое к тому же перебивает его собственный вкус. А хачапури по-княжески похож на большую ватрушку, с которой вилкой можно снимать куски расплавленного сулугуни. Но завсегдатаи филармонии, люди интеллигентные, придираться не будут. Можно отправить сюда маму или бабушку праздновать 8 Марта с подружками — для ностальгии по молодости, курортным романам и отпуску в Батуми это подходящее место.
Coin — новое место от создателей уютных винотек Brix, однако кроме этого факта у двух проектов ничего общего. Вместо камерности — индустриальный размах, вместо концептуальности — демократичность. В Coin 150 посадочных мест, которые наверняка легко будет заполнить клерками из соседних офисов и, например, студентами, потому что потратить 1200–1500 р. на ужин, скажем, по случаю 8 Марта многие из них в состоянии.
За обозначенные деньги у Coin честная еда: «хлебный» салат панцанелла с душистыми не по сезону помидорами, красным луком, маринованным перцем, кинзой, почти домашний паштет из консервированного тунца, модный томатный суп со сливочным сыром, не самая банальная макрель с брюссельской капустой. Иногда у молодого повара Андрея Антонова, для которого это всего лишь второй шефский проект, срывается рука — луковый суп выходит переперченным, а у пиццы оказывается слишком толстое тесто. Иногда, наоборот, настоящая удача вроде обжаренного на гриле лука-порея под горчичным соусом с пармской ветчиной. Пока еще в Coin не так много народа, есть время потренироваться. Если кухню настроить на порей и панцанеллу, выйдет хорошее место на каждый день. Если победит пицца и ролл «Калифорния» за 350 р., будет обидно. Пусть даже они и с большей вероятностью позволяют заполнить полторы сотни стульев похожего на большую современную столовую зала.