Хорошо японцам – у них есть веками выверенный канон для постановки классики. Придя сегодня в театр Но или Кабуки, зрители видят точно такое же представление, что и их далекие предки. Не то что у нас.
 
Остряки недаром предлагают переименовать МХТ имени Чехова  в «театр в проезде Художественного театра». Никакого канона у нас нет. С классическими произведениями можно поступать, как заблагорассудится (или как видится) режиссеру. Тем не менее, публика жадно смотрит эти эксперименты. «ВД» попытался выяснить, кто, как и зачем сегодня ставит классику.
 
«Дядя Ваня» на три буквы
На только что завершившемся в Санкт-Петербурге международном театральном фестивале «Балтийский дом» случился форменный скандал. На спектакле весьма популярного в Европе бельгийского режиссера Люка Персиваля «Дядя Ваня» в зале начали раздаваться возгласы: «Кошмар! Как можно такое терпеть?». Возмущались оскорбленные питерские театральные критики, поскольку Чехов – не просто «наше все», он у нас в символ интеллигентности превращен. А тут у Персиваля мат звучит на всю катушку. Пьеса Чехова переписана режиссером своими словами, демонстративно грубыми. Астров посылает дядю Ваню на три известные буквы, сам дядя Ваня кричит матери: «Старая ведьма», ну и так далее.
Но самое смешное, «надругательство» это совершено радикальным режиссером с единственной целью – открыть Чехова современному зрителю, от деликатности конца XIX века далеко ушедшему.
Строго говоря, бельгийский «реформатор» не одинок, так поступали многие талантливые мастера. До мата, конечно,  не доходило, но к современности приближать классиков старались непременно. Словом, к тому, что классику в театре крутят, вертят, сокращают и переиначивают, все давно привыкли. Сегодня только случайный зритель отправится, к примеру, в МХТ им. Чехова, чтобы познакомиться с трагедией Шекспира «Король Лир». Мало-мальски театральный человек хорошо знает, что увидит не Шекспира, а интерпретацию японского режиссера-экспериментатора Тадаси Судзуки...
 
Встряхнуть Островского
Литературоведы, вполне возможно, в глубине души возмущаются, но вслух уже не ропщут. Это когда-то, в иной, советской жизни, чуть прозвучит в каком-нибудь Островском или Чехове современная нота, так тут же разоблачительная статья в газете появляется. И это в лучшем случае. Теперь не то. Ну, поскандалит Галина Павловна Вишневская, не принявшая новый вариант «Евгения Онегина» в Большом театре, поставленный молодым, но уже очень востребованным режиссером Дмитрием Черняковым, и пусть себе. Скандалы нынче тоже в моде, как и классика.
Вот, к примеру, режиссер Кирилл Серебренников, начиная свою карьеру в Москве с актуальной пьесы, уверял всех, что Чехова с Шекспиром давно надо «сбросить с корабля современности», а потом взял да и переметнулся во  вражеский стан. Модные тенденции он чует за версту, молодец. Или догадался, что и в Шекспире сегодняшнее время отразиться способно, если очень постараться. Вот они и стараются, молодые, энергичные, продвинутые и актуальные. Только глядя на их «старания», становится отчетливо видно, есть им что сказать, или они просто так дурака валяют.
В мхатовском «Лесе» Серебренников старую пьесу Островского встряхнул, как залежавшуюся перину, придал ей современный товарный вид, завертел в сумасшедшем темпе и выстрелил – точно в десятку. Не только о рубеже 60-70-х годов прошлого века, куда перенесено действие пьесы Островского, ведется речь в его спектакле, но и о нас с вами. И мысли он вызывает отнюдь не веселые, несмотря на гомерический хохот, то и дело в зале возникающий. Трудно выговаривается – уж больно банально звучит – но тут, знаете ли, о судьбе страны задуматься вынуждают.
А вот последние спектакли Нины Чусовой – «Тартюф» в МХТ им. Чехова и «Ревизор» в Театре им. Моссовета – изо всех сил кричат тебе: «Думать вредно, веселись, пока молодой». И цель у режиссера одна – создать людям праздник. И вроде благородная цель, душевная, вот только классическая пьеса тут не при чем  –  неотразимый Олег Табаков, Тартюфа играющий, блестит золотым зубом, ходит в тельняшке, наколку на груди демонстрирует и лезет ко всем бабам под юбки. В «Ревизоре» показаны криминальные авторитеты во властных структурах. Хлестаков Гоши Куценко – натуральный пахан, а в финале  вместо знаменитой «немой сцены» – разборка с пистолетами. И вроде признаки современности налицо, а содержания сколько-нибудь серьезного нет.
Или вот еще один радикал – украинский режиссер Андрей Жолдак, которого иначе как скандалистом у нас не величают. В Государственном театре Наций в конце прошлого сезона он поставил спектакль«Федра. Золотой колос», где действие старой трагедии, как водится, перенесено в некий современный санаторий, по нервным болезням специализирующийся. По мысли режиссера тут больны все, в связи с чем актеры, словно под гипнозом, три с лишним часа истово кричат, хватают друг друга за грудки, машут ножами и пистолетами, мочат в сортире неугодных, снимают все это на видеокамеру и тут же транслируют на экран. Все это называется новым словом в искусстве. В чем тут новость – вот вопрос.
 
Зеркало времени
Главной пьесой всех времен и народов всегда считался шекспировский «Гамлет». Говорят, эта пьеса успешно выполняет роль зеркала, которую театр всякий раз ставит перед временем. Мол, каков на сцене герой, таков и век. В мхатовском «Гамлете» по поводу нашего века высказался питерский режиссер Юрий Бутусов. Он решил рассказать историю о трех друзьях-товарищах (Гамлет, Клавдий и Полоний), выросших где-то в сумрачных питерских дворах-колодцах, а потом один из них оказался убийцей. Его спектакль о поколении, не на словах знающем, что такое террор и насилие. О том же Бутусов и «Короля Лира» в «Сатириконе» только что поставил. Оба спектакля далеки от совершенства, к ним можно как угодно придираться, но, что ни говори, они поставлены не для самоутверждения. В них много шутовства и горького кривляния, однако, поверх всего этого наружу рвется подлинный трагизм – а это теперь у нас на вес золота, поверьте.
Но, пожалуй, самый неожиданный классический спектакль поставлен в прошлом сезоне не каким-нибудь молодым и резвым новатором, а хорошо и давно всем известным питерцем Львом Додиным, от традиционно психологического театра не отказывающегося.«Короля Лира» питерского Малого Драматического театра пропустить никак нельзя. В ноябре его привезут на фестиваль, устраиваемый Фондом Станиславского, а весной, наверняка – на «Золотую маску». Впечатление такое, что Лев Додин ставил какую-то до сих пор нам неведомую пьесу. Честно говоря, столь обжигающе-современного спектакля давно не приходилось видеть. «Лир» у Додина  – о распаде государства, терроре и агрессии. Он о том безумном времени, когда слово «семья», похоже, утратило свое первоначальное значение и обрело криминальный смысл.
 
Вывод прост. Классика, легко догадаться, выдержит любые эксперименты и даже издевательства, ей не привыкать. А молодость и радикальные претензии сами по себе еще ничего не гарантируют. Вот вам, пожалуйста, Додин. По всему выходит – традиционалист устаревший, а положил их всех, задиристых и дерзких, на обе лопатки.
Марина Зайонц

____________________________________________________________________________

Каждому свое
Вот несколько спектаклей, которые могут заинтересовать сторонников традиций и любителей авангарда.
 
Классика классическая:
 «Горе от ума». Малый театр. Реж. С.Женовач
«Правда – хорошо, а счастье лучше». Малый театр. Реж. С.Женовач
«Волки и овцы». Мастерская Петра Фоменко. Реж. Петр Фоменко
«Три сестры». Мастерская Петра Фоменко. Реж. Петр Фоменко
«Белая гвардия». МХТ имени Чехова. Реж. С.Женовач
«Дядя Ваня». Театр-студия п/р О.Табакова. Реж. С.Женовач
 
Классика осовремененная:
«Лес». МХТ имени Чехова. Реж. К.Серебренников
«Антоний & Клеопатра. Версия». Театр «Современник». Реж. К.Серебренников
«Гамлет». МХТ имени Чехова. Реж. Ю.Бутусов.
«Король Лир». Театр «Сатирикон». Реж.Ю.Бутусов
«Король Лир». Малый Драматический Театр (СПб.). Реж. Л.Додин
«Сирано де Бержерак». Театр им. Вахтангова. Реж. В.Мирзоев