На этой неделе нас накроет фестивальной волной – в столице пройдут несколько театральных смотров, приуроченных к разным событиям, - II театральный фестиваль «Сезон Станиславского» и Международный фестиваль театров стран Европы.
 
Под присмотром Станиславского
 
12 ноября стартует II театральный фестиваль «Сезон Станиславского». Как и два года назад, организаторы – Фонд Станиславского – собрали в своей афише наиболее яркие московские и питерские спектакли, а также недавнюю премьеру знаменитого литовца Эймунтаса Някрошюса «Фауст», в конце октября с успехом прошедшую в Италии.
Москву на фестивале представляют три постановки: мрачный и тем не менее жизнеутверждающий «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева, поставленный в «Табакерке» талантливым литовцем Миндаугасом Карбаускисом; тюзовский «Трамвай «Желание» Генриетты Яновской и «Захудалый род» Сергея Женовача – первая по-настоящему взрослая и очень достойная работа самого юного московского театра – «Студии театрального искусства».
От Санкт-Петербура представительствует «Король Лир» МДТ-Театра Европы, намеренно лишенный его создателем Львом Додиным какой бы то ни было поэтичности и окрашенный в черно-белые, сдержанные тона.
Совсем иначе в плане поэтичности обстоит дело с някрошюсовским «Фаустом». Эскизом этого, не вполне готового еще спектакля месяц назад открылся питерский фестиваль «Балтийский дом», после чего «Фауст» удостоился приза критики, а сами критики получили возможность написать об «идеальном образце поэтического театра». Москва увидит четырехчасовую постановку уже в завершенном виде. Мятущегося Фауста, окруженного ворохом потрепанных книг, играет один из мощнейших актеров Някрошюса – Владас Багдонас. Сопровождает действие музыка Фаустаса Латенаса. А в роли несчастной Маргариты занята дочь композитора – студентка Вильнюсской Консерватории Эльжбета Латенайте, превосходно сыгравшая Ирину в «Трех сестрах» во время летних гастролей театра Римаса Туминаса.
Завершится нынешний «Сезон Станиславского» 4 декабря в одном из залов отеля «Балчуг Кемпински» традиционным торжественным вручением Международной премии Станиславского. Имена счастливцев держатся пока в тайне.
Мария Хализева
 
 
Поминки окончатся свадьбой
 
Сспектакль «Эффи Брист», Гамбургский театр «Талия»250-летие российского национального театра - событие столь масштабное, что одними юбилейными торжествами тут не обойдешься. 2 ноября последней постановкой великого Джорджо Стрелера «Так поступают все» (оперу Моцарта он ставил к открытию нового здания «Пикколо театро ди Милано», но так и не успел закончить) на сцене Малого театра открылся Международный фестиваль театров стран Европы. Актеры «Пикколо» показали и другую стрелеровскую постановку - «Счастливые дни» с легендарной актрисой Джулией Лаццарини. Темпераментных итальянцев на фестивале сменили флегматичные эстонцы. Прийт Педаяс, известный москвичам по «Танцам на праздник урожая» в «Мастерской Петра Фоменко», представляет драму Андруса Кивиряхка «Поминки по-эстонски», поставленную вЭстонском драматический театре Таллинна (в нем, кстати, до сих пор существует синхронный перевод на русский).
Начнут эстонцы за упокой, а кончат за здравие - по ходу пьесы, на поминках, где собирается вся родня, выясняется, что внук покойного тайно женился. И поминки плавно перетекают в импровизированную свадьбу. Впрочем, для молодого мужа предстоящее свадебное путешествие с таинственной женой - возможность навсегда покинуть опостылевшую родину.
Гамбургский театр «Талия», объехавший весь мир - от Кореи до Колумбии, - представит спектакль «Эффи Брист» по роману Теодора Фонтане в постановке Йоринды Дрезы. Ну, а затем настанет черед братьев-славян. Минский Национальный Академический театр имени Янки Купалы привозит «Чичикова» (автор инсценировки Андрей Курейчик) в постановке Валерия Раевского, где Павел Иванович предстанет серьезным бизнесменом, однако нравственная основа его бизнеса будет подвергнута большим сомнениям.
Под занавес фестиваля в Москву приедет Киевский национальный академический театр имени Ивана Франка c одной из главных жемчужин украинской классики – опереттой «Натальей Полтавкой» Ивана Котляревского и Мыколы Лысенко в обработке лидера группы «Вопли Видоплясова» Олега Скрипки. Спектакль включает себя пародию, гротеск, сатиру, импровизацию, песни и пляски - в общем, все жанры, кроме скучного.

Ольга Фукс