В одну реку нельзя войти дважды. А вот пересмотреть знаменитые спектакли, которые в ближайшее время могут исчезнуть из репертуара или заедут к нам с гастролями на один-два дня - можно прямо на этой неделе. Не упускайте шанс!
Дальнейшая судьба московского театра «Школа драматического искусства» пока не ясна. В конце весны его основатель Анатолий Васильев был переведен с должности художественного директора на пост главного режиссера, а месяц назад в театр назначен новый директор. Существование ШДИ сегодня – под большим вопросом. Однако show must go on, театр пока еще играет и репетирует. На этой неделе идут премьеры прошлого сезона – «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» и «Донкий Хот». Ни то, ни другое упускать нельзя! «Каменного гостя» сделал сам Анатолий Васильев с присущей ему виртуозностью и остроумием. Первая часть спектакля – сочетание пушкинского текста, известной оперы А. Даргомыжского и тонкой пародии на привычные театральные постановки. Вторая – балет на ту же тему, где из ада являются призраки былых любовников, все еще пылающие земными страстями. Трудно сказать, какая из частей совершенней. Спектакль идет более трех часов. Любителям оперы можно посоветовать первую, любителям современного танца – вторую, а настоящим ценителям драматического искусства – обе.
Что касается «Донкого Хота» сэра Вантеса, то его «неправильное» название – один из режиссерских принципов Дмитрия Крымова – замечательного художника, пару лет назад дебютировавшего в режиссуре, и получившего приют в театре Васильева. Крымов по-детски коверкает название романа Сервантеса, и так же сочиняет свой спектакль – сперва вроде бы наивно и робко, но чем дальше, тем сильнее завораживая своим умением разглядеть в привычном сюжете неожиданный смысл. История мечтателя по имени Донкий Хот превращается в притчу о том, что толпа может побить камнями творца и уничтожить его книжки, но страсть к искусству убить нельзя – всегда найдется уборщица по имени Дульсинея, которая, обнаружив грязный обрывок романа, прочтет его, оставит швабру и пойдет служить Рыцарю Печального Образа.
Свои спектакли Крымов ставит с художниками – студентами своей Мастерской в РАТИ. Один-другой росчерк черной туши на белом ватмане – и вот уже нелепый и прекрасный Донкий Хот скачет по степям Ламанчи. И глаз от него оторвать нельзя.
Если будущее «Каменного гостя» и «Донкого Хота», к сожалению, весьма туманно, то участь «Кислорода» – знаменитого спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева, в котором сам Вырыпаев исполняет лихой рэп на тему десяти Господних заповедей, решена – в ноябре он идет последний раз. А дальше увлекшийся кинематографом Вырыпаев хочет снять его на пленку и навсегда изъять из репертуара театра «Практика». И пусть поклонники вспоминают...
Что касается «Короля Лира» Льва Додина и «Фауста» Эймунтаса Някрошюса – их снимать с репертуара никто не собирается: премьера «Фауста» литовского театра Meno Fortas состоялась месяц назад в Италии, а «Лир» в питерском МДТ поставлен меньше года назад. В ноябре оба спектакля играются в Москве в рамках фестиваля «Сезон Станиславского». И добывать билеты надо поскорей – иначе придется садиться в поезд и ехать на «Фауста» в Вильнюс, а на «Лира» – в Петербург. Поскольку те, кому довелось видеть оба спектакля, утверждают, что пропустить их – все равно, что самого себя обокрасть.