В Большом театре отмечают юбилей Юрия Григоровича. Фестиваль вопреки традиции пройдет без международного слета звезд, без режиссерских затей, все по принципу «двое в комнате – я и Ленин». Театр и «Григ». И в самом деле, 30 лет совместной жизни дают веский повод сконцентрироваться только на отношениях великих двоих.
Результатом этих отношений явилась добрая половина репертуара Большого, как в виде оригинальных постановок, так и в виде редакций классических балетов, так что, строго говоря, фестиваль Григоровича идет в режиме нон-стоп сезон за сезоном. Но в официальной программе - исключительно авторские произведения, сохранившиеся в афише театра.
Юбилейную серию в день рождения Мастера откроет «Щелкунчик». Вот уже 40 лет, не отвлекаясь ни на кондитерские подробности, ни на гофманианский хоррор, он идет вослед запредельной музыке Чайковского к одной цели – к взволнованному, «страстному и сочувственному созерцанию» чуда и тайны. Чуда женственности, застигнутой в момент пробуждения, тайны души, рождающейся для любви. Балет необходим лицам обоего пола в возрасте от 4 до самых библейских лет хотя бы раз в году. Не успевшие купить билеты на 2-е января смогут еще попасть на спектакли в канун Старого Нового года. 12-го января Принцем заявлен Дмитрий Гуданов, способный, как никто другой, в танце выразить сокровенное. А закроет новогодний сезон медийный Николай Цискаридзе, представительствующий и на юбилейном показе.
Самый странный и спорный балет Григоровича «Золотой век» родился в 82-м, на высшей точке «застойной» усталости. Похоже, что постановочная мысль повторила мысль композиторскую – вроде бы приняв правила игры, делать свое дело. И на паре идеологически выдержанных историй о том, как хорошее хорошо, а плохое дурно, рождается могучая музыка, а спустя полвека - могучая хореография. Но если музыка стала живым памятником времени трагическому, то спектакль, пожалуй, – времени циническому. Однако не признать в нем шедевра невозможно, особенно если отвлечься от фабулы и сосредоточиться на сложнейшем до изощренности хореографическом тексте. Тем более, что исполнительское мастерство труппы проявляется на нем в полной мере.
Словом «шедевр» злоупотреблять нельзя, но что делать, если в программе у нас «Спартак». В то время, когда в стране не было ни слова «секс», ни слова «блокбастер», этот спектакль прекрасно выразил оба понятия безо всяких слов. Со времен Васильева и Лиепы зрительское сердце разрывается от одновременной любви к двум антагонистам, от героической обреченности прекрасного гладиатора и брутального аристократизма римского полководца, от вечной их вражды, и соперничества, и парадоксального единства. Два спектакля пройдут в двух образцовых составах, партию Спартака исполнят Дмитрий Белоголовцев (5 января) и Юрий Клевцов (8 января) - испытанная гвардия, владеющая искусством танца мужественного и романтического.
Главным юбилейным подарком, причем не столько даже юбиляру, сколько зрителю и театру, станет возвращение в репертуар «Легенды о любви». Первый спектакль Григоровича на сцене Большого, перенесенный им из Кировского театра, «Легенда» произвела переворот в сознании и зрителей, и профессионалов. Стильная, умная, необычная, она поразила танцуемой эмоцией и возможностями освоения этой эмоцией полноценных философских категорий.
Завершает фестиваль Гала-концерт, выстроенный из того же неисчерпаемого и неоценимого материала – из спектаклей Юрия Григоровича. И этого будет достаточно, чтобы еще раз удостовериться – его эпоха ознаменовала окончательный и бесповоротный переход балета от декоративно-прикладного искусства к форме художественного познания мира. Окончательного и бесповоротного в то время хватало. Не кончилось и не развернулось только истинно великое.