До «Золотой маски» – главного российского театрального фестиваля – остается совсем немного. Страсти накаляются, билеты вовсю продаются. «ВД» расскажет о спектаклях-номинантах, которые можно посмотреть уже на этой неделе – не дожидаясь начала фестивального марафона.
В «Ленкоме» играют «Затмение» («Пролетая над гнездом кукушки») – постановку болгарина Александра Морфова с Александром Абдуловым в роли буяна Макмерфи, восставшего против бесчеловечных правил психушки и поплатившегося за это собственной головой. Поклонников знаменитого фильма Милоша Формана ждет не разочарование, но удивление: Абдулов играет своего героя совсем не так, как оскароносец Джек Николсон. В 80-е герой фильма, снятого чешским эмигрантом Форманом, сражался за свободу вообще, а Макмерфи нашего времени слишком хорошо знает, что свобода – понятие весьма абстрактное и несбыточное. И пытается хоть на один вечер вернуть к нормальной жизни вполне конкретных людей – своих сокамерников, вернее сопалатников.
В «Трамвае «Желание» – спектакле МТЮЗа, номинированном на «Золотую маску», речь идет о том же – о человеческом достоинстве, свободе и страхе потерять себя.
Только если в «Затмении» действие начинается в психушке, то за прекрасной и беззащитной героиней пьесы Теннеси Уильямса (ее в МТЮЗе играет Ольга Понизова) санитары приезжают в финале. Заметьте: в обоих случаях сумасшедшими объявляют людей вполне нормальных и достойных.
Спектакль Генриетты Яновской – хороший повод задуматься о том, что сострадание чужой участи – куда более нормальное человеческое проявление, чем звериная хитрость и приспособленчество.
От западной классики вернемся к отечественной. «Захудалый род» – первый спектакль, поставленный Сергеем Женовачем со своими бывшими студентами, после того, как они получили статус официального театра – «Студии театрального искусства».
Можно только удивляться смелости режиссера, выбравшего для постановки неоконченный роман Сергея Лескова – о тихой и неспешной русской жизни 18-го столетия. О благородных помещицах и доморощенных философах, неведомым чутьем умевших отличать правду от кривды.
Все эти почти забытые нравственные тонкости вчерашние студенты играют так, что можно только диву даваться! Спектакль – веское доказательство того, что русский психологический театр еще жив.
От спектаклей «большой формы» перейдем к «малой». «Господа Головлевы» – знаменитый роман Салтыкова-Щедрина, увиденный глазами Кирилла Серебренникова. Один из самых мрачных спектаклей – своеобразный полюс к «Захудалому роду». В первом повествуется о жизни духа, во втором – о том, что становится с человеком, если дух его нечист. Режиссерская фантазия Серебренникова, как всегда, безудержна и непредсказуема. Демагога и кровопийцу Иудушку сыграл Евгений Миронов. И на это стоит посмотреть!
Какая может быть «Маска» без номинации «новация»?
Среди претендентов на нее – «Донкий Хот сэра Вантеса», свободная фантазия художника Дмитрия Крымова, вдохновленного известным романом и рассказавшего с помощью своих студентов историю о том, что Художник неистребим.
Его можно убить и развеять по ветру его наследие, но всегда найдется уборщица Дульсинея, которая, обнаружив грязные обрывки его рукописей, захочет поступить к нему в услужение…
Среди соперников спектакля Крымова – «Орфей», созданный театром «Тень» вместе с солистами ансамбля Opus Posth. Зал театра «Тень», придуманного и созданного, двумя магами кукольного дела – Майей Краснопольской и Ильей Эпельбаумом – вмещает пару десятков зрителей. Однако в ближайшее время «Орфея» будут играть на малой сцене Театра на Таганке – прекрасный шанс увидеть остроумную интерпретацию мифа об Орфее и понять, почему почти каждый спектакль театра «Тень» получает премию.
О других спектаклях будущего фестиваля можно узнать на сайте «Золотой маски» www.goldenmask.ru, а билеты на них продаются с 12.00 до 20.00 в кассах ТЦ «На Страстном».