В афише недели спектакли мэтров режиссуры соседствуют со спектаклями их успешных учеников. Поэтому самое время узнать, кто в театральном мире кому и кем приходится.
 
«Ветви и корни» – так называется замечательная книжка Инны Соловьевой, посвященная Художественному театру и всем его «дочерним предприятиям» – множеству студий, из которых потом возникли все знаменитые русские театры ХХ века. У Соловьевой древо жизни театра, корни которого – МХТ, обрывается где-то на уровне «Таганки», созданной в 1964 году Юрием Любимовым вместе со студентами Училища имени Щукина. Тут самое время вспомнить, что Училище существует при Театре имени Вахтангова, где сам Любимов в то время играл роли героев-любовников. В фойе «Таганки» и сегодня висят портреты Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда и Бертольда Брехта (с постановки его пьесы начался этот театр).
 
Своеобразная дань памяти – спектакль «Театральный роман» по знаменитой пьесе Булгакова, поставленный сегодняшним Любимовым вместе с его молодыми актерами. Как и пьеса, спектакль полон иронии по отношению к отцам-основателям МХТ В. И. Немировичу-Данченко и К.С.Станиславскому. Однако ирония эта на удивление мягка и тактична, а на сцене даже появляется занавес – большая редкость для Любимова, всю жизнь резко отвергавшего теорию Станиславского о четвертой стене, отделяющей сцену от зала.
 
Самое время перейти к театральной родословной новейшего времени. Когда Любимов получил в свое распоряжение Московский театр драмы и комедии (будущая «Таганка»), очередным режиссером там служил совсем молодой Петр Фоменко. Тогда трудно было представить, что именно Фоменко станет двадцать лет спустя основателем не только собственного театра, но и целой режиссерской династии. В Мастерской Петра Фоменко на этой неделе идет «Самое важное» – одна из лучших премьер сезона, спектакль Евгения Каменьковича по роману Михаила Шишкина «Венерин волос». Рекомендуется всем поклонникам хорошего театра, а также любителям изящной словесности.
 
Другой ученик Фоменко, Сергей Женовач года назад сам стал основателем театра. На этой неделе в Студии Театрального Искусства можно посмотреть спектакли «Мальчики» и «Захудалый род». Что касается первого, то актеры, занятые в постановке, основанной на нескольких главах романа «Братья Карамазовы», действительно кажутся детьми. Однако не откладывайте просмотр в долгий ящик: как бы мастерски они ни перевоплощались, природа берет свое: бывшие студенты Женовача мужают на глазах, так что жизнь постановки будет не слишком долгой.
 
«Захудалый род», поставленный по неоконченному роману Сергея Лескова, стоит посмотреть любителям родной литературы, а заодно и истории. Как ни странно, молодые исполнители понимают ее тоньше и глубже, чем многие их «взрослые» коллеги. Эта четырехчасовая, не слишком веселая семейная сага оставляет удивительно светлое, радостное ощущение.
 
Олег Табаков продолжает коллекционировать учеников Петра Фоменко. Несколько лет назад он сделал своей правой рукой в «Табакерке» режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Теперь пришел черед его сокурсника Сергея Пускепалиса, к которому Табаков присматривался еще в годы его учебы. Пускепалис после РАТИ отправился в Магнитогорск – возглавлять Магнитогорский театр драмы, но от постановки в «Табакерке» отказаться не смог. На этой неделе стоит посмотреть его «Женитьбу Белугина» – яркую, сочную комедию, которую актеры играют с почти осязаемым удовольствием.
 
В эти же дни можно увидеть «Рассказ о семи повешенных» Карбаускиса. Спектакль мрачный, суровый, призывающий к тому, к чему сегодня со сцены давно уже не призывают – к милосердию. Да и от такой слаженной, спаянной актерской игры мы давно уже отвыкли. В общем, нет ничего удивительного, что эта постановка выдвинута на «Золотую маску». Меньше чем через месяц, когда начнется фестиваль, в маленький зал «Табакерки» будет не протолкнуться. А пока шанс еще есть.
 
Теперь заглянем в МХТ имени Чехова. Там режиссер Владимир Петров выпускает премьеру – «Двенадцать картин из жизни художника» по пьесе актуального художника Юрия Купера, нашего соотечественника, уже пару десятилетий живущего в США. Оформляет спектакль сам Юрий Купер. Альтер эго автора, то есть немолодого художника, сыграет Сергей Шакуров. А Незнакомку (читай Музу) – молодая Дарья Мороз.