Прима-балерина Мариинского театра, ныне мировая звезда Диана Вишнева танцует в спектакле Большого театра Китри в «Дон Кихоте». Именно в этой роли она в первый раз появилась в Москве: юной и непосредственной, в один вечер очаровавшей балетоманов. Ныне она приезжает, увешанная регалиями мировой знаменитости. Столица гостеприимно распахивает объятия.
Диана Вишнева - постоянная guest-star в Американ Балле Тиэтр, любимица Парижской Оперы, Штаатсопер в Берлине и просто живая икона японских островов – завидев Вишневу, чувствительные японские поклонники готовы упасть в обморок.
Вишнева родилась в Ленинграде 13 июля 1976 г. В шесть лет начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, но в Академию русского балета им. Агриппины Вагановой поступила только с третьей попытки. В 1994 г. подающая надежды ученица едет в Лозанну на всемирно известный конкурс Prix de Lausanne и получает золотую медаль. Через два года она – солистка Мариинского театра, дебютировавшая в партиях Китри и балетах Джорджа Баланчина. Обласкана всеми возможными балетными премиями, в том числе «Божественная» и «Бенуа де ля данс».
В минувшем сезоне постоянный контракт с Дианой Вишневой пробовал заключить Большой театр, но ведущие балерины, убоявшись конкуренции, дружной командой пошли к начальству. Вишневой это не испортило настроения. Ее спектакли расписаны на много лет вперед, а вкус к жизни виден со сцены в каждом па. Она опять танцует в Большом свою коронную Китри.
Диана, не секрет, что билеты на «Дон Кихота» с вашим участием будут стоить у спекулянтов втрое больше обычного. А сколько же стоят билеты, скажем, на спектакль Американ Балле Тиэтра на дуэт Диана Вишнева-Владимир Малахов?
Это вопрос не ко мне, я ничего в этом не понимаю. Но не думаю, что слишком много. Там есть определенная цена, и она не взлетает внезапно, как в России. Там нет такой разницы, как здесь. И таких цен, как здесь, нигде в мире тоже нет.
Таких гуманных?
Антигуманных.
А, скажем, ваше вознаграждение как-то от этого зависит?
Зависит от контракта. Но, понимаете, есть несколько площадок в мире, где танцевать просто престижно. Это не для зарабатывания денег. Это честь для артиста. Мариинский и Большой в этом списке.
То есть для вас это сегодня несущественно?
Не могу так сказать.
А на критику в прессе вы реагируете?
Наверное, это нескромно, но я могу о себе говорить как о сложившейся личности и балерине. Я иду своим путем. Конечно, я слушаю близких, педагога Нину Николаевну. Но я не так отношусь к критике, чтобы после плохой рецензии перестать ездить и выступать где-то конкретно. У меня есть свой зритель, который «на меня» ходит, и работы столько, что только успевай.
Вы соблюдаете какое-то соотношение между выступлениями по приглашению и в Санкт-Петербурге?
Последнее время я острее понимаю, что должна чаще танцевать дома, в Мариинке. Но есть денежные проблемы, которые все равно толкают ехать на Запад. И в то же время - профессиональный шлейф прима-балерины Мариинского театра. Во всех театрах, где бы я ни танцевала, я представляю Мариинский театр. Поэтому ни в коем случае моя ситуация не соответствует разговорам о том, что «Вишнева уехала». Нет. Я никогда не уеду и Мариинский никогда ни на что не променяю. Во всяком случае, сейчас – нет. Я обожаю и труппу, и город, и сам театр. Просто мне захотелось попробовать другие спектакли, другие редакции, другие театры. А когда есть такая возможность и достойные предложения – даже директор Маринского балета Махарбек Вазиев сам делал мне приглашения в Парижскую оперу и Ла Скала – то надо пробовать. И это заражает – хочется больше и больше танцевать где-то еще. Даже когда кажется, что я уже натанцевалась.
Вы несете по миру на пуантах бренд Мариинского театра.
Да, но я не одна балерина Мариинского театра. Нас много (смеется). Много и молодых, и талантливых.
Мне кажется, что молодые зачастую лишены той самой индивидуальности, которая есть у балерин вашего поколения. Поймите, я не призываю вас ругать коллег, но…
Я не знаю, с чем это связано. Трудно говорить о себе «я – яркая, а другие – не очень». Очень важно понимать, что ты несешь со сцены.
Вы буквально на наших глазах превратились в мировую звезду. И вот теперь сразу три бенефиса….
Собиралась делать один, а получилось три. Один во время фестиваля балета «Мариинский», второй в консерватории, третий – бенефисная «Жизель» в театре. Десятилетие творческой деятельности я отметила очень бурно. Хотя вечера делать безумно трудно, и три вечера за три месяца – это чудовищная нагрузка.
У звезд принято спрашивать о творческих планах…
У меня есть сайт в Интернете, там все расписание вперед, можно смотреть, потому что сама я хуже помню. Много танцую в Японии, в Национальном театре. В Берлине последние годы много танцевала, обкрадывая, к сожалению, своего зрителя в Питере. Получается, что с Мариинским театром я очень много танцую, но чаще на гастролях, чем в родных стенах. В прошлом году я постаралась, чтобы в театре у меня получалось больше спектаклей.
У вас нет ощущения, что чем чаще вы пропадаете из Мариинки, тем больше вас там любят?
Конечно, театр не хочет, чтоб я уезжала часто, и время от времени «принимает меры», чтобы я не ездила. Но ведь уезжаю я не только ради удовольствия и поднятия профессионального уровня. Поддерживать свой мировой статус можно только так. Рынка только Москвы и Питера недостаточно, да ведь и не бывает пророка в своем отечестве.
А Китри вам танцевать не надоело?
Ну что значит –надоело? Каждый спектакль ты должна выходить и доказывать, что ты достойна.
Но ведь вас зритель полюбил сразу, вам не пришлось завоевывать зал годами и понемногу?
Не скажите. Очень трудно, когда ты подавал большие надежды, этим надеждам соответствовать. Не знаю даже, что труднее – подавать надежды или их оправдывать.