Две натуры, которым и целого мира мало, – Валерий Гергиев и Юрий Лужков – затеяли Московский Пасхальный фестиваль в 2002 году и почти сразу же получили благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Нынешней весной нас ожидает еще одна уникальная программа.

Фестиваль отнюдь не православное ноу-хау: весь мир давным-давно отмечает Пасху музыкальными собраниями самого разного толка, и программа на них бывает светской и духовной, большеформатной и камерной. Но поскольку к этому моменту в Москве не было вообще никакого музыкального феста, подобающего столичному статусу, Пасхальный с первых шагов был обречен на громадный масштаб. Такой, чтоб играли на всех лучших площадках, да чтоб оркестры самого лучшего качества, и чтоб все звезды в гости, и все хоры, и толпы культурных горожан на Поклонной горе, слушающих академический оркестр open air. И – главное – чтоб во всех московских церквях целый месяц пели колокола.

Сезонные гвозди
Такой фестиваль затеяли, и таким он пробыл доныне. Схожий по энергетике с шаровой молнией Валерий Гергиев в таком формате чувствует себя как рыба в воде. Фесты действительно становились гвоздем музыкального сезона, привлекая крупнейших артистов мира и представляя густые до несварения программы. За недолгий срок на нем выступило целое созвездие артистов, прежде никогда в России не выступавших. К тому же фест мгновенно получил господдержку и заручился финансовым подспорьем очень серьезных кампаний – например, Рособороноэкспорта.

Пасхальный звонПостепенно сложился фестивальный канон из симфонической, хоровой и звонильной программ, поделенных по месту проведения на основную, благотворительную и региональную. В этом году концертов больше сотни, а «Пасхальному на выезде» порадуются 24 города Повольжья, Северного Кавказа, Подмосковья и других городов России, где качественная академическая музыка звучит нечасто. Сразу оговоримся: родной Кавказ Гергиев окультуривает скуповато. Здесь будут только камерные программы – 7 голосов из Академии молодых певцов Мариинского театра и семейный подряд Сергея Стадлера (скрипка) и Юлии Стадлер (фортепиано). Поволжью повезло больше – там афиша представительная и разно жанровая, причем украшена перлами вроде III акта «Валькирии» от оркестра Мариинки в филармонии города Тольятти.

Гергиев & Co
Московская симфоническая программа в этом году изысканно монохромна – то ли так сложились обстоятельства, то ли пламенный худрук реагирует на критику о расширении вширь, а не вглубь. Ныне афиша категорически «вглубь». Только три солиста – скрипач из Греции Леонидас Кавакос (Скрипичный концерт Чайковского на открытии); молодой московский пианист Алексей Володин (Фортепианный концерт Бетховена № 4); и давний друг Гергиева пианист Александр Торадзе (Концерт и Каприччио для фортепиано с оркестром Стравинского). Оркестр только один – Мариинского театра, который в мягких железных руках своего дирижера всегда прекрасен. Главный композитор фестиваля тоже один – в юбилейный год Игоря Стравинского будут играть его гениальную музыку. Остальные авторы Малер (Симфония № 5) и Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна», «Море»). Возможно, в финальном концерте 9 мая на Поклонной горе грянет духовыми фирменный мариинский Рихард Вагнер.

Валерий ГергиевЗа юбиляра Стравинского оркестр взялся по-настоящему. Кроме заношенных балетом «Весны священной», «Петрушки» и «Свадебки», а также упомянутых концертов для солистов с оркестром, будут раритетная Симфония в трех движениях, Симфония in C и Симфония для духовых. Нашлась у Стравинского работа и для вымуштрованного Мариинского хора: в программе кантата «Звездоликий» и давящий своими странными гармониями «Царь Эдип». И если в прошлом году, прошедшем под знаком Шостаковича, имя композитора немного затенялось звездными исполнителями, сейчас ситуация абсолютно чистая. Оркестр Гергиева играет много-много Стравинского, становясь в гордую позицию профессионала. Любопытная деталь! Благословив на приезд в Москву громадную балетную программу, Гергиев не позволил труппе везти балеты Ставинского, оставив их для сугубо симфонического исполнения. Он никогда не отличался вниманием к изысканному «дрыгоножеству», сосредотачиваясь на тонкостях партитуры и ни на йоту не отступая от нее в угоду танцу, и сейчас только подтвердил свой железный принцип «музыка во-первых».

Мариинский десант
Еще одна отличительная особенность нынешнего фестиваля – Мариинский театр везет громадную программу своих спектаклей. Кроме балетов, о которых у «ВД» еще будет повод рассказать подробнее, ожидается свежайшая оперная премьера – «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева. Ставил ее французский режиссер Ален Маратра, тот самый, что в прошлом сезоне получил «Золотую маску» за изобретательную, легкую, красивую, и при всех достоинствах полуконцертную по формату постановку «Путешествия в Реймс» Россини. Вряд ли ожидавший такого успеха, теперь Маратра намерен не посрамиться. По слухам, за две недели до московских гастролей он приедет умещать свои петербургские идеи к объемам Музыкального театра имени Станиславского, на свеженькой сцене которого покажут все спектакли Мариинки. Опера в 4-х действиях с прологом на премьере 14 марта прошла успешно, не вызвав сожалений о старой версии, что ставил театр в начале 90-х.

Вообще-то Гергиев выглядит то ли перфекционистом, то ли мистиком, подпавшим под магию чисел. На VI Пасхальном он вместе со своим оркестром исполнит шесть программ и покажет шесть балетов Мариинского театра. Вряд ли это совпадение случайно. И уж совсем манифестом выглядит такое тотальное представление родного театра в столице. Разгадка проста: праздник праздником, а накануне закрытия основного здания Мариинки на капитальный ремонт умный руководитель должен позаботиться о гастрольных площадках. В Москве они есть. А Пасхальный фестиваль – отличный повод к ним всерьез примериться.

Расписание VI Московского Пасхального фестиваля