Британцы начинают и выигрывают. Бум вокруг новой английской драматургии в Москве не только не проходит, но даже усиливается. На этой неделе сразу три громких премьеры связаны с именами жителей туманного Альбиона.
Для начала вспомним пьесу «Продукт» Марка Равенхилла, которая выходит в театре «Практика» с Александром Филиппенко в главной роли. Эта постановка Александра Вартанова – двойная премьера. Во-первых, на русском языке пьеса одного из основоположников новой драмы еще не ставилась. А во-вторых, Филиппенко, кажется, еще никогда не играл ничего, кроме классики. Впрочем, Равенхилла – пусть и с небольшой натяжкой, но тоже уже можно причислить к классикам.
От живых классиков перейдем к их коллегам, чьи бюсты давно отлиты из бронзы и высечены из мрамора. В Мастерской Петра Фоменко на этой неделе идет «Дом, где разбиваются сердца» по знаменитой пьесе Бернарда Шоу – тоже, между прочим, представитель новой драмы, только не современной, а столетней давности. Прекрасный спектакль об английских аристократах начала ХХ века поставил Евгений Каменькович, а породистых англичан и англичанок, живописно кутающихся в шали, флиртующих и сыплющих парадоксами пока за окном идет бомбовая атака Первой Мировой, сыграли Полина Кутепова, Наталья Курдюбова, Наталья Мартынова, Илья Любимов, Карэн Бадалов и другие актеры «Мастерской».
В МТЮЗе ученик Камы Гинкаса американец Роберт Олингер выпускает «Питера Пэна» – сценическую версию знаменитой сказки Дейва Барри о мальчике, который не хотел взрослеть, и был воспитан феями. Питера сыграет молодой, но уже известный актер Алексей Дубровский – кто хоть раз видел его на сцене, согласится, что без иронии и легкого сценического хулиганства в спектакле не обойдется.
В МХТ им. Чехова вот-вот выйдет «Человек-подушка» – постановка Кирилла Серебренникова по пьесе ирландца Мартина Макдонаха. А в Театре им. Вахтангова играют «Королеву красоты» – ту самую пьесу, с которой и началось восхождение страшно популярного сейчас в Европе Макдонаха на театральный Олимп. Этого 36-летнего ирландца, выходца из рабочей семьи, бог знает почему мечтавшего о литературной карьере, фортуна очень долго проверяла на прочность. Его рассказы и сценарии не нравились никому, кроме каких-то полумифических радиостанций Австралии. Пока однажды 30-летний лузер не присел к столу и не написал «Королеву красоты» – веселенький триллер о том, как мать заедает век стареющей уже дочери, а та, не выдержав, отправляет родительницу к праотцам. Тема оказалась настолько животрепещущей, что уже через год пьесы Макдонаха игрались по всему Лондону и со страшной скоростью переводились на все существующие языки.
В скором времени Макдонах стал лауреатом одной из самых престижных британских театральных наград – премии имени Лоуренса Оливье. И вот тут, на приеме после церемонии вручения, нежданная слава и обилие спиртного чуть было не сыграли с Макдонахом злую шутку. Он позволил себе сказать что-то не слишком благопристойное в адрес ее Величества королевы Англии. Сам драматург вспоминает об этом так: «Я почувствовал на своем плече чью-то крепкую руку и оглянулся: передо мной стоял Шон О’Kоннори. Но вместо «Я Бонд, Джеймс Бонд» он сказал: «Замолчи или убирайся!» Не слишком приятно об этом вспоминать, но это так: я чуть было не подрался с 60-летним человеком…»
Правда это или нет, неизвестно, но звучит, согласитесь, впечатляюще. Да и вообще, кто его знает – может, именно, в трогательном почтении к своей королеве – залог успеха англичан. Во всяком случае, в Москве в ближайшее время нас ждут еще две премьеры по пьесам Макдонаха «Королева красоты» и «Сиротливый запад» – их ставит в «Сатириконе» Константин Райкин. Как говорится, следите за рекламой.