Взглянув на афишу недели, можно подумать, что она составлена специально к 1 мая. Как и сто лет назад, проблема социального неравенства остается одной из главных тем для драматургов и постановщиков.
 
Для начала взглянем на афишу «Табакерки». «Ловелас» – современная интерпретация «Бедных людей» Достоевского, сделанная Валерием Семеновским и поставленная Александром Галибиным. Макар Девушкин в исполнении Дениса Никифорова оказался не старым, а вполне молодым, хотя не слишком удачливым и с безнадежно пустыми карманами. Все зрелище в целом адресовано молодежии той, которая читала Достоевского и сможет оценить вольность интерпретации, и той, которая густо покраснеет, когда актеры, обращаясь в зал, попросят публику припомнить пару строк Пушкина. 

После драматичного «Ловеласа» самое время отправиться на «Женитьбу Белугина» – позднюю комедию Островского поставил Сергей Пускепалис. Спектакль – удачное сочетание подробной психологической режиссуры и яркой, сочной игры актеров «Табакерки». Молоденькую бесприданницу, безнадежно влюбленную в красивую жизнь, играет Лина Миримская – звезда фильма «Одна любовь на миллион». В театре ее героине повезло куда больше, чем в кино – в бездну порока она не упала, а вовремя одумалась, став хорошей и честной женой богатого мужа. Верится с трудом? Что поделать – Островский любил хэппи-энды.
 
Надо сказать, современников и потомков великого драматурга эти хэппи-энды не очень-то утешали. Они давно уже чувствовали, что с народом творится неладное. Поэтому граф Толстой, надев лапти, шел пахать и сеять, Чехов отправлялся на Сахалин, молоденькие барышни записывались в сельские учительницы, а поэты начала ХХ века предвещали громадную бурю, которая надвигается на Россию.
 
Быт и нравы поэтов Серебряного века в остро-гротесковой форме описали драматурги братья Пресняковы. Из этой пародии вышел спектакль Владимира Агеева «Пленные духи» – одна из лучших постановок Центра драматургии и режиссуры, после которой актеры Анатолий Белый, Артем Смола, Ольга Лапшина (Андрей Белый, Александр Блок и его матушка соответственно) проснулись по-настоящему знаменитыми.
 
Серебряный век, как известно, закончился в 1917-м – одни литераторы уехали за границу, другие предпочли умереть дома. Зарождение нового советского человека гениально описал в своей прозе Андрей Платонов. Герои его романов и повестей трудятся во благо социалистического отечества и, изъясняясь косноязыким советским новоязом, твердят о прекрасном будущем, однако в каждом платоновском сюжете присутствует ощущение неминуемой катастрофы. Неудивительно, что почти все произведения писателя были запрещены вплоть до конца 80-х, а роман «Счастливая Москва» и вовсе увидел свет в 1991. «Рассказ о счастливой Москве» – уникальное произведение 30-х годов, ставит в «Табакерке» бесстрашный Миндаугас Карбаускис.
 
Насмотревшись на новый быт и нового человека 30-х, самое время перенестись в наши дни – чтобы убедиться, что за последние 100 лет в России ничего не изменилось. «Русское варенье» в Школе современной пьесы – как раз об этом. Вместо подзаголовка на титульном листе пьесы Людмилы Улицкой значится «After Chekhov», а герои при ближайшем рассмотрении оказываются прямыми потомками чеховских персонажей. Несчастливые и неимущие интеллигенты, они собираются на даче, варят варенье и ведут бесконечные споры о том, что нам с вами делать и кто во всем этом виноват.