На этой декаде закрывается Пасхальный фестиваль. В унисон его последнему фейерверку в столице пройдут самые интересные спектакли афиши.
Довольно глупо сейчас говорить о гастролях Мариинского театра: билеты на балеты проданы, зал Музыкального театра не резиновый, и как туда попасть «ВД» не знает. Но с клиническим оптимизмом уговаривает бросить все дела и попробовать пробиться – на любой вечер. Поскольку репертуарная палитра универсальной Мариинской труппы будет тут вся как на ладони – от проверенной временем русской испанщины «Дон Кихота» до технологичных балетов Уильяма Форсайта, где танцовщики работают в режиме компьютерных программ.
Между полюсами – ровно светящий петербургский Джордж Баланчин, главное достояние этого театра и предмет неутолимой зависти конкурентов. Так в России Баланчина больше не танцуют, нигде. Дело вкуса, конечно, но можно не убиваться, не попав на «Драгоценности». В конце концов, они лишь идеальная маскировка стиля главных балетных школ под рекламу ювелирных изделий. А вот «Серенаду» и примкнувших к ней «Блудного сына» и Ballet Imperial посмотреть надо обязательно – это самое возвышенное, самое раннее и самое ностальгическое из всего громадного наследия «петербургского американца» Баланчина.
Кроме того, у вас есть шанс попасть на оперу «Любовь к трем апельсинам» в постановке Алена Маратра (читайте интервью с режиссером). Сюжет не особо важен, хотя либретто по комедии Карло Гоцци Прокофьев написал сам. Главное, что по сравнению с неповоротливой «Войной и миром» или тоскливым «Огненным ангелом» эта опера выглядит очень изящной. А знаменитый марш и вовсе – гармоничный шлягер, растасканный ныне на экранные заставки и рингтоны.
Собственно закрытие Пасхального фестиваля имеет две версии - демо и профи. Первая традиционно пройдет на Поклонной горе, и редчайшее счастье услышать в столице оркестровый open air – не тот случай, который можно игнорировать. Если вы ищете не идеального звука, а идеальных впечатлений, то вам сюда. Потому что если не подкачает погода (хотя Гергиеву и небо не помеха, есть примеры), будет много света, воздуха и популярной серьезной музыки очень хорошего качества. Для гурманов и просто зануд – вечерний концерт в Доме музыки, на котором звучит только Стравинский: «Свадебка», Симфония для духовых и «Весна священная». Эти «три в одном дадут» столько эмоций, что хватит до следующего Пасхального. В крайнем случае, до «Звезд Белых ночей», но это уже удовольствие без доставки на дом.
А у московских театров на майские праздники обрисовалась некая перекличка, совершенно точно – не специально задуманная. Смотрите сами: продвинутая «Волшебная флейта» британца Грэма Вика пройдет в Большом (12, 13 мая), а прежде - тоже продвинутая «Флейта» немца Ахима Фрайера, в Новой опере (10 мая). Тончайший «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова в Большом (6, 7 мая) и премьерный, еще неведомый, но давно желанный «Евгений Онегин» Александра Тителя в Музыкальном имени Станиславского (10 мая). Мало того, вослед и перед большеформатным и дорогущим «Борисом Годуновым» главного театра пройдет его скромный тезка в Новой опере (11 мая). Хотите прослыть знатоком – трудитесь: слушайте, смотрите и сравнивайте. Хотите что-то понять для себя – та же дорога. Но момент, конечно, очень любопытный. Вроде незапланированного парада планет.