Москву накрыло волной театрального цунами – в столице начался VII Международный театральный фестиваль имени Чехова. Это значит, что каждый день до 29 июля будет проходить под знаком театра. «ВД» поможет вам разобраться в обширной афише фестиваля
 
15 лет назад первый Чеховский фестиваль стал для Москвы настоящим окном в Европу. Даже не окном, а прорывом в большой мир, чем-то вроде падения знаменитой Берлинской стены. Шутка ли – спектакли Джорджа Стрелера, Тадаси Судзуки, Роберта Уилсона – всех тех, о ком советские театралы могли слышать, но и не мечтали увидеть, вдруг сами, один за другим, пожаловали к нам. С тех пор многое изменилось, о пресловутом «железном занавесе» теперь уже не все помнят, но Чеховский фестиваль по-прежнему рассылает своих миссионеров по миру, выискивая все самое интересное. География фестиваля каждый год меняется: то у него ярко выраженный ориентальный акцент – множество спектаклей из Японии и Китая, то, как это было два года назад, акцент европейский – лучшие труппы из Великобритании и Франции.
 
Нынешний смотр, еще до его начала, называют «Сезоном Канадского театра» – в Москве впервые побывают самые знаменитые канадские театры и даже канадский цирк. Но Канадой организаторы фестиваля не ограничились – на нас, похоже, прольется целый звездный дождь. Среди событий фестиваля: спектакли Питера Брука, Пины Бауш, Роберта Стуруа, Филиппа Жанти и Оливье Пи. А еще – постановки из Японии, Тайваня и Аргентины.
 
Увидеть лучшее и не умереть!
10 лучших драматических спектаклей фестиваля
 
1. «Сладковато-печальный запах ванили» и «Невзгоды Дариспана». Спектакли Театра имени Шота Руставели (Тбилиси).
Знаменитая грузинская труппа привозит два спектакля в постановке Роберта Сутруа. Режиссер, как всегда, смешивает временные пласты, реальность с вымыслом, а грустное – со смешным. Старая притча о том, как Дариспан выдавал замуж свою дочь, перенесена в наши дни, где звуки бомбежки перемежаются с музыкой Баха и Штрауса.
Где: 31мая и 1 июня – «Сладковато-печальный запах ванили», 3 и 4 июня «Невзгоды Дариспана» на сцене Театра имени Моссовета.
Кому смотреть: поклонникам режиссера Стуруа, актера Зазы Папуашвили, а также всем, кто соскучился по настоящему театру.
 
2. «Мария Стюарт». Трагедию Шиллера в БДТ имени Товстоногова (СПб) поставил Темур Чхеидзе, заняв цвет легендарной труппы: Валерия Ивченко, Андрея Толубеева, Марию Игнатову и других. Спектакль идет больше трех часов, поставлен в традиционном реалистическом стиле. Но то ли в актерах БДТ еще сохранилось редкое благородство осанки, речи и движений, то ли не обошлось без колдовства, но от сцены нельзя оторваться.
Где: 12, 13, 14 июня на сцене МХТ имени Чехова.
Кому смотреть: тем, кто хочет понять, что такое настоящий реалистический театр.
 
3. «Сизве Банзи умер». Театр «Буфф дю Нор» (Франция). Режиссер Питер Брук. По мнению Брука, которого давно уже без смущения именуют великим, театр может возникать из чего угодно. Например, из рассказа чернокожего обитателя южноафриканского гетто: «Что происходит в этом мире, добрые люди?! Что со мной не так? Я мужик, я могу работать. Я обрезан... Да, мадам. Посмотрите на это!»
Где: 7-11 июня на сцене Центра имени Мейерхольда.
Кому смотреть: всем, кто хочет убедиться, что новая драма и документальный театр начались не сегодня и не вчера.
 
4. «Великий Инквизитор». Театр «Буфф дю Нор». Режиссер Питер Брук.
Почти одновременно с «Сизве Банзи» Брук сделал сценическую версию известного отрывка из романа «Братья Карамазовы», в котором Иван смущает Алешу страшным, богоборческим рассказом о Новом пришествии. Тот же сюжет воплотил год назад на сцене МТЮЗа Кама Гинкас в спектакле «Нелепая поэмка». У русского зрителя есть уникальная возможность – сравнить две интерпретации.
Где: 9-13 июня на сцене Центра имени Мейерхольда.
Кому смотреть: всем, кто не равнодушен к таким именам, как Питер Брук и Федор Достоевский.
 
5. «Край земли». Театр «Компани Филипп Жанти». Режиссер Филипп Жанти.
«Лучший кукольник всех времен и народов» – так называют Жанти французские критики – приглашает совершить путешествие туда, где нищета не выглядит убогой, где реализуются все мечты и возвращаются утраченные иллюзии – на край земли. В этом ему помогут актеры, танцоры и удивительные куклы.
Где: 11-17 июня на сцене Театра имени Моссовета.
Кому смотреть: всем взрослым, которые еще помнят, что были детьми.
 
6. «Цимбелин». Театр «Чик бай джаул» (Великобритания). Режиссер Деклан Доннеллан. Доннеллан, которого англичане давно уже именуют «русским» за его многочисленные проекты в России, вновь работает со своей прославленной английской труппой. И вновь ставит Шекспира, в котором он, выпускник Кембриджа, знает толк. Действие шекспировских трагедий он переносит из эпохи позднего Возрождения в эпоху второй мировой войны, изображая классические страсти с помощью брехтовских приемов отстранения от образа. 
Где: 3-7 июля на сцене Театра имени Пушкина.
Кому смотреть: любителям Шекспира и ценителям безукоризненного вкуса, которым обладает Доннеллан.
 
7. «Места и воспоминания». «Пикколо театр» (Япония). Режиссер Осаму Мацумото.
На автобусной остановке женщина рассказывает незнакомому мужчине о муже, которого она потеряла. К разговору присоединяется другая женщина… Один из крупнейших в Японии специалистов по театру абсурда, прославившийся постановками пьес Беккета и Чехова, ставит пьесу современного драматурга Минору Бэцуяку о трагической нелепости нашей жизни.
Где: 9-10 июля на сцене Центра имени Мейерхольда.
Кому смотреть: тем, кто хочет знать, как выглядит современный японский театр.
 
8. «Идущие и уходящие – возрождение традиций». Центр исполнительских искусств Сидзуока (Япония). Режиссер Тадаси Судзуки.
Один из гуру современного театра поставил грандиозный спектакль-концерт, первое отделение которого – буддийская ритуальная музыка, а второе – культовая трагедия Древней Греции «Бог вина Дионис». Такого тонко и изысканно взаимодействовать с мировым культурным наследием еще никому не удавалось.
Где: 11-13 июля на сцене Театра имени Моссовета.
Кому смотреть: тем, кто ценит красоту во всех ее проявлениях.
 
9. «Дождь». Цирк Элуаз (Канада, Квебек). Автор сценария и режиссер Даниэле Финци Паска.
Режиссер, писатель, хореограф и клоун Финци Паска поставил спектакль, в котором каждый зритель узнает забытые мгновения собственного детства. Музыка, пластика и акробатические трюки – все то, чем так славится Цирк Элуаз, сочетается с поэтичнейшим сюжетом.
Где: 17-22 и 24-29 июля на сцене Театра имени Моссовета.
Кому смотреть: всем, без исключения.
 
10. «Обратная сторона Луны», «Андерсен проект», «Опера нищего», «Трилогия драконов». Театр «Экс макина» (Канада, Квебек). Режиссер Робер Лепаж.
Самый знаменитый канадский театр привозит четыре своих постановки. Первая – философский моноспектакль самого Лепажа, второй – современная сказка, которую исполнит актер Ив Жак, а третье и четвертое – яркие, многолюдные представления, причем продолжительность «Трилогии драконов» – больше пяти часов.
Где: с 3 по 26 июля на сцене МХТ имени Чехова и театра имени Пушкина.
Кому смотреть: всем, кто интересуется современным театром.
 
Без слов
5 лучших музыкальных спектаклей фестиваля
Все самые передовые театральные режиссеры уже давно подозрительно относятся к словам. Гораздо правдивее в век массовых коммуникаций выглядит то, что проскальзывает ненароком или спонтанно – движение, танец, мимика. Лучшие спектакли Чеховского фестиваля прекрасно обходятся музыкой и «предателем-жестом».
 
1. «Лебединое озеро». «Back Row Productions» (Великобритания). Хореограф Мэтью Боурн
Топ-событие Чеховского фестиваля открывает его программу. Под лирическую музыку Петра Ильича, на которую у российского зрителя есть стойкий рефлекс, на сцене танцуют агрессивные и уверенные в себе мужчины. Зрелище мощное, знаковое, на грани классического искусства и поп-культуры. Самый знаменитый невербальный спектакль рубежа веков.
Где: 30 мая – 10 июня. МХТ им. Чехова.
Кому смотреть: всем, никаких ограничений по возрасту, полу, вкусовым пристрастиям.
 
2. «Песни Странников». Театр танца «Клауд гейт» (Тайвань). Хореограф Лин Хвай-мин.
Имя режиссера Лин Хвай-мин зрителям чехов-феста уже знакомо – его медитативные «Песни дождя» кого-то убаюкали, а кого-то очаровали специфичной юго-азиатской красотой, черты которой прорастают из черно-белых гравюр и иероглифов. Ныне странствующие тайванцы путешествуют по пескам. Буквально – обсыпают друг друга песком, рассыпают из песка радугу, брызгают фонтаном из песочных струй. И делают они это под народные грузинские песни. Стереоэффект просто оглушительный.
Где: 7-9 июня. Театр им. Моссовета.
Кому смотреть: тем, кто сомневается в неизбежности глобализации
 
3. «Тангера». («Любовь и смерть в Буэнос-Айресе»). «Диего Ромай Компании» (Аргентина). Хореограф  Мора Годой
Мора Годой снискала славу человека, который умеет скрестить аутентичное аргентинское танго с полноценным современным шоу. С одной стороны – кровь и любовь, с другой – сценические спецэффекты. Это настоящее зрелище эпохи, в которой танго танцуют не в портовых кабаках, а на гламурных пати. По шарму очень похоже на «Маску Зорро» и прочий «латинос по-голливудски».
Где: 20-29 июня. МХТ. им. Чехова.
Кому смотреть: тем, кому мало одного Хоакина Кортеса
 
4. «Весна священная». Музыка Игоря Стравинского, Робера Расина; «Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна», музыка Клода Дебюсси. «Компани Мари Шуинар» (Канада). Хореограф Мари Шуинар
Поскольку грядущий чехов-фест пристально рассматривает Канадский театр, в списке приглашенных нашлось место «Компани Мари Шуинар». Труппа названа по имени своего хореографа. И очень может быть, что на легендарную музыку балетов «Русских сезонов» будет представлено дамское рукоделие. Но обе партитуры настолько мощные, что мобилизуют хореографа вне его половой принадлежности.  
Где: 19-21 июня. Театр им. Моссовета.
Кому смотреть: тем, кто серьезно относится к феминизму в танце
 
5. «Мазурка Фого». Театр танца Вупперталь п\р Пины Бауш (Германия).
Композиция, постановка и хореография Пина Бауш
Гениальная фрау из Вупперталя - наследница сильнейшей традиции немецкого танцтеатра. В ее русле она уже полвека умудряется удивлять и заставлять думать. Секрет великой Пины, видимо, в сочетании режиссуры высочайшего класса и очень внимательного взгляда артиста «без кожи», которым она остается всегда.
Где: 3-7 июля. Театр им. Моссовета.
Кому смотреть: всем, кто не устает удивляться жизни