Климат этим летом в Москве – прямо-таки тропический. Если зажмуриться и забыть о работе, легко вообразить себя где-нибудь на курорте. Репертуар недели очень этому способствует.

В МТЮЗе играют «Даму с собачкой» – часть театральной трилогии Камы Гинкаса, которую он назвал «Жизнь прекрасна. По Чехову». Сюжет «Дамы с собачкой» знаком даже тем, кто никогда не читал Чехова. Приехала молодая замужняя дама в Ялту, познакомилась с замкнутым, старше себя господином, начался роман. Потом разъехались, думали все забудется – ан нет. А что это вы краснеете?.. В спектакле Гинкаса этот вечный сюжет разыгрывают актеры Юлия Свежакова, Игорь Гордин и еще парочка слуг просцениума, одетых в смешные полосатые трико и норовящих выскочить в самый неподходящий момент – без них спектакль был бы слишком печальным.

Chekhov's shortsВ эти же дни на Международном Чеховском фестивале спектакль по рассказам Чехова играет канадский театр «Смит-Гилмор». Спектакль называется «Chekhov's shorts», он удостоился самых высоких оценок канадской прессы.

Играется он на английском языке, с русской бегущей строкой, но, судя по всему, особого перевода и не понадобится – уж очень выразительны лица актеров, их позы, жесты и интонации.

Так что у московских зрителей на этой неделе появляется уникальная возможность – сравнить, как играют Чехова у нас и у «них».



Чудо со щеглом. Школа драматического искусстваПосле спектаклей по Чехову самое время отправиться в Школу драматического искусства. Там ученик Анатолия Васильева Александр Огарев поставил «Чудо со щеглом» – по малоизвестной поэме Арсения Тарковского.

Герой поэмы снимает комнату в дачном доме, где в окна лезет сирень, а в дверь – немолодая хозяйка квартиры, внезапно воспылавшая к нему любовью. Избавить ее от назойливой страсти герою удается самым неожиданным образом. Как именно – можно узнать, посмотрев спектакль.

Остается добавить, что изящнейшая поэма Тарковского, чей 100-летний юбилей случится 25 июня, еще никогда не ставилась в театре.



Фигаро. События одного дня. Театральная компания Евгения МироноваТеатральная компания Евгения Миронова вновь играет «Фигаро. События одного дня» – знаменитую комедию Бомарше, заново переведенную (то есть переложенную на современный слэнг) Марией Зониной специально для режиссера Кирилла Серебренникова. В роли Фигаро – сам Евгений Миронов, не побоявшийся сравнения со своим великолепным однофамильцем – Андреем Мироновым, когда-то триумфально выступавшим в той же роли. Видевшим Миронова-старшего и знакомым с классическим текстом комедии представляется случай сравнить разные трактовки и поразмышлять на тему «какое время на дворе – таков и Фигаро», а не видевшим и не знакомым – от души похохотать, поскольку изобретательности и юмора спектаклю Серебренникова не занимать.


Поклонникам интеллектуальной драматургии не стоит пропускать «Квадратные круги» – знаменитый англичанин Тони Харрисон ставит на «Таганке» собственную пьесу о том, что все самые страшные изобретения человечества делались в надежде раз и навсегда прекратить все войны, а в итоге способствовали еще более страшным кровопролитиям. Никакой назидательности в спектакле не предвидится – только черный английский юмор, приправленный чисто таганским лукавством.

Отравленная туника. Мастерская Петра Фоменко
Напоследок заглянем в Мастерскую Петра Фоменко. Там играют «Отравленную тунику» – драматическую поэму Николая Гумилева, поставленную македонцем Иваном Поповски.

Действие происходит в античном Константинополе, а среди героев – жестокие цари, распутные красавицы, влюбленные в них поэты и невинные девы (в исполнении Галины Тюниной, Мадлен Джабраиловой, Кирилла Пирогова и других).

Кстати, кто бывал в современной Турции, утверждает, что сам климат этой страны располагает к недетским страстям.