На этой неделе театралы могут познакомиться поближе с тем, что обычно скрыто от наших глаз – с европейским и североамериканским театром, и при этом остаться в пределах Садового кольца. Как? Да очень просто – следите за афишей.
 
Чеховский фестиваль набирает обороты: на очереди – англо- и франкоязычные театры из Канады. В Центре имени Мейерхольда играют «Chekhov’s shorts» – хрестоматийные рассказы Чехова «В вагоне», «Человек в футляре», «Скрипка Ротшильда», «Спать хочется» и «Каштанка», увиденные глазами Мишеля Смита и Дин Гилмор, двух жителей Торонто, одержимых идеей создания собственного театра. Вот уже пару десятков лет их компания «Смит-Глимор» опровергает  мнение о том, что в англоязычной части Канады нет театра. Сходите на «Чеховские рассказы» и убедитесь: есть, да еще какой – поэтичный, нежный и музыкальный.
 
Эстафету у торонтцев принимет франкоязычная часть Канады. Свой театр «Еx Machina» Робер Лепаж основал еще в 1993 году. С тех пор сам Лепаж сделался знаменитостью далеко за пределами Канады – ставил в Японии, Франции, Англии и США, работал в цирке, снимал фильмы и придумывал шоу для рок-звезды Питера Гэбриэла. Однако и о театре не забывал.
 
Впервые приезжающая к нам «Ex Machina» покажет в Москве 4 спектакля. Первый, «Обратная сторона Луны», можно увидеть уже на этой неделе. Это моноспектакль, который поставил и исполняет сам Лепаж. «Мой интерес к некоторым эпизодам освоения Вселенной совершенно неожиданно привел меня в мое собственное детство и отрочество… выяснилось, что моя юность, казавшаяся такой солнечной, весьма часто была окрашена в лунные тона… », – рассказывает режиссер. По всей вероятности, искать аналогию «Обратной стороне Луны» надо среди произведений, в которых мир (макрокосмос) рассматривается через призму личной судьбы художника (микрокосмос). Русскому искусству такой подход очень близок. Взять, скажем, фильмы Андрея Тарковского – их, кстати, в Канаде почитают как нигде.
 
Покинув Америку, переберемся в Старый Свет. Англичанин Деклан Доннеллан, известный своими работами с русскими артистами,  покажет на Чеховском фестивале новую постановку лондонского театра «Чик бай Джаул» – одну из самых поздних, кровавых и, вероятно, поэтому мало ставившуюся трагедию Шекспира, «Цимбелин».
 
Другой англичанин – поэт, переводчик, драматург и режиссер Тони Харрисон пришел в наш «монастырь» со своим уставом – он выпускает на любимовской «Таганке» спектакль «Квадратные круги» по собственной пьесе конца 90-х. Даже беглого знакомства с биографией Харрисона достаточно, чтобы убедиться: он и «Таганка» – одной группы крови. Нечего удивляться, если его спектакль окажется  настоящим фейерверком театральности. Впрочем, тема у него самая серьезная: ответственность ученых, подаривших миру пулемет «Максим», угарный газ и прочие прелести. Всех ученых мужей на «Таганке» сыграют дамы, а в финале зрителей ждет необычный фокус.
 
Очень европейский по стилю спектакль идет в эти дни на Малой Бронной. «Много шума из ничего», поставленное здесь молодым Константином Богомоловым заставило многих поверить, что этот театр, в котором что ни сезон – то новый главреж, наконец вышел из кризиса. Но не тут-то было: Леонид Трушкин, возглавивший «Бронную» чуть меньше года назад, объявил о своем уходе. Кто придет ему на смену и останется ли в репертуаре  удачная во всех отношениях постановка Богомолова, пока не известно. Так что – спешите видеть.
 
Ну, а в «Школе драматического искусства» играют «Демон. Вид сверху». Этот спектакль, придуманный художником Дмитрием Крымовым вместе с его студентами-сценографами, позволяет по-новому взглянуть на мир. Увидеть, например, как гора резиновых перчаток, скрепленная черной изолентой, превращается в вангоговские «Подсолнухи», а застеленный белым ватманом пол оказывается безоблачным небом Витебска, по которому плывут персонажи картин Марка Шагала. Словом, разглядеть в привычном – совершенно неожиданное. Чем не другая сторона Луны?!