20 августа после летней паузы вновь откроет свои двери Московский академический Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Дверь пока откроется одна, зато важная – касса начинает продажу билетов на спектакли нового сезона.
 
Артисты пока в отпуске, традиционный сбор труппы пройдет 10 сентября, но на фасаде театра уже висит баннер с анонсом ближайшей премьеры. Это программа одноактных балетов, в которую вошли два шедевра отца русского балета Мариуса Петипа: гран-па из «Пахиты», картина «Тени» из балета «Баядерка» и балетная картина из оперы «Фауст» – «Вальпургиева ночь», которую давно исполняют отдельно от оперы. В самостоятельное плаванье она отправилась благодаря яркой постановке Леонида Лавровского.
 
Возобновлением классической хореографии занят худрук балетной труппы театра Михаил Лавровский, сын постановщика «Вальпургиевой ночи». И уж он будет требовать от своих подопечных по максимуму: «Пахита», вообще-то, считается проверкой на прочность женской части труппы, и для нее нужна первоклассная балерина и четыре очень сильных солистки. «Тени» требуют безукоризненной слаженности кордебалета, поскольку только благодаря ему создается гениальный рисунок танца. А в «Вальпургиевой ночи» ставка делается на мощный мужской танец, который Лавровские – старший и младший – хорошо знают и ценят.
 
Балетную премьеру театр выпустит уже после гастролей в Германии, которые пройдут в ноябре. До этого момента основное место в афише занимают классические названия. Свой сезон – 89-й с момента основания и второй после реконструкции – театр откроет в самом конце сентября двумя знаковыми произведениями русской музыки от «нашего всего» Петра Ильича Чайковского – оперой «Евгений Онегин» и балетом «Лебединое озеро».
 
Здешняя лебединая стая, собравшаяся на подмостках в 1953 году – предмет особой гордости театра. За полвека с лишним она объехала весь мир, поселилась в Гранд Опера и стала визитной карточкой Stanislavsky Ballet.
 
«Онегин», напротив – самая свежая оперная премьера театра, последняя реализованная работа ушедшего из жизни в 2006 году выдающегося театрального художника Давида Боровского. Постановка Александра Тителя вызвала горячие споры в прессе и, как следствие, исправно собирает аншлаги. Весной театр уже успел предъявить четырех Татьян: дебютантку Наталью Петрожицкую, ведущих солисток театра Ирину Аркадьеву и Наталью Мурадымову и международную звезду Ольгу Гурякову. Онегиных и Ленских пока по трое, а отдельным спецэффектом спектакля становится появление знаменитого драматического тенора Вячеслава Осипова в крошечной партии Трике.
 
В октябрьской афише основное место занимает классика. Коллекцию Чайковского дополняют «Щелкунчик» в хрестоматийной хореографии Василия Вайнонена и «Пиковая дама» в постановке Льва Михайлова – одного из самых ярких отечественных оперных режиссеров нашего времени. По меркам советского театра «Пиковая дама», поставленная в 1976 году, была настоящей крамолой – режиссер передвинул время действия в эпоху Достоевского и посмел сократить некоторые сцены в начале. Газета «Советская культура» разразилась статьей «Нужно ли улучшать Чайковского?», и лишь поддержка коллег и помогла Михайлову отстоять постановку.
 
Сегодня в освеженную «Пиковую даму» вошли новые исполнители, спектакль уже с успехом показывали в июле на гастролях в Корее, а в Москве его покажут 3 октября – за два дня до амбициозной премьеры «Пиковой дамы» в Большом театре. В конце концов, театры не виноваты, что в русской опере не так уж много классических произведений.
 
Балетные постановки во всем мире живут дольше, чем оперные. «Пиковая дама», идущая более 30 лет – одно из редких исключений. Для балета это норма. Среди балетных долгожителей театра Станиславского – «Дон Кихота», «Щелкунчика», «Жизели» – выделяется лишь премьера нынешнего года, «Чайка» в постановке Джона Ноймайера, в которой немецкий корифей хореографии признается в любви к русскому искусству.
 
Оперные постановки «Стасика» появились в основном на рубеже XX и XXI веков. Кармен здесь может оказаться блондинкой, а героини оперы Моцарта «Так поступают все женщины» волею постановщика станут медсестрами в военном госпитале в одной из жарких стран. И все эти названия афиши будут прокатываться регулярно.
 
Однако, показывая свое, МАМТ очень активно привлекает и чужое. За первый послеремонтный год театр имени Станиславского и Немировича-Данченко принял несколько именитых гастролеров, начиная от enfant terrible французского танца Анжлена Прельжокажа до легендарного австрийского пианиста Пауля Бадуры-Скоды.
Несговорчивый Валерий Гергиев избрал дом на Большой Дмитровке для гастролей Мариинского театра на «Золотой маске» и Пасхальном фестивале.

В этом театральном году имена тоже сплошь известные. Уже первый гастролер сезона 2007-2008 может сравниться с Гергиевым по дирижерской ауре – это прославленный итальянский маэстро Риккардо Мути. Москва не видела его театральных работ с 1989 года, когда он дирижировал двумя спектаклями во время московских гастролей миланского театра «Ла Скала». После этого он приезжал лишь с симфоническими программами. И вот годы спустя Мути вновь предстанет перед московской публикой в качестве оперного дирижера. Как и в прошлый приезд, под его управлением прозвучит итальянская оперная классика – на этот раз комическая опера Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» в постановке созданного и патронируемого маэстро Равеннского оперного фестиваля с участием оркестра Луиджи Керубини и итальянских солистов.
 
Как обещают в театре с самым длинным в мире названием, это только начало. На его сцене в ноябре пройдет крупный фестиваль современного танца, будут звездные гастролеры и любопытные проекты, снова откроется камерная музыкальная гостиная. И не бойтесь чего-нибудь упустить: «ВД» предупредит вас точно в срок.